Оригинал взят у
mazayka_urza в
Низвергнутая Богиня.
Над цветущими лугами германских городов Айзенах и Гота, возвышается мрачная, голая, напоминающая древнюю гробницу гора Хёрзельберг. Весь её вид словно бы шепчет, что в своей утробе скрывает она иной мир, в который попадёшь, едва вступишь под своды пещеры Хёрзельлох, что расположилась в отвесной скале на юго-западном склоне горы. Прислушавшись, можно услышать рёв воды, который будто яростный адский поток, бурлит прямо под ногами.
Легенды доносят до нас истории о том, что заблудившиеся на склонах горы слышали, как из пещеры доносились стоны и крики, а порой взрывы сатанинского хохота. Настолько ужастным это казалось простым крестьянам, что они считали пещеру входом в Чистилище, а название горы Horsel на самом деле образовано от "Hore, die Seele!" - "Души, внемлите!"
Отчего же столь дурная слава шла об этой горе?
Люди верили, что там, под мрачными сводами, поселилась богиня древних языческих народов Венера со своим двором. И, с присущей всем древним богам дикостью и разнузданностью, она устраивала там свои пиры, на которые заманивала случайных путников. Среди тьмы в глубине пещеры можно было различить очертания изящных женских станов, которые манили к себе, а звуки их голосов можно было услашать даже через подземный рёв. И как бы ни были мужчины богобоязнены, как бы ни страшились они адских мук, находились смельчаки, которые входили в пещеру, но никто из них не вернулся назад. Кроме одного. Но судьба его была печальна.
Тангейзер был французским рыцарем, знаменитым миннезингером, любившим женщин и посвящавшим им свои баллады. Как-то торопился наш герой в Вартбург на состязание менестрелей. Уже смеркалось, когда он проезжал мимо пещеры Хёрзельлох. В белой, словно мрамор, сверкающей, словно свет луны, фигурке, он сразу узнал Венеру. Сладкие звуки музыки и прекрасные нимфы, рассыпавшие лепестки роз у ног госпожи, настолько очаровали рыцаря, что тот, не сомневаясь, спустился вслед за богиней в её дворец, что расположился в самых недрах горы. Минуло семь лет, которые Тангейзер провёл в безудержном веселье и наслаждениях. Но, будучи христианином, он стал испытывать муки совести, и захотелось ему вымолить прощение у Бога за совершённый грех. А прекрасная Венера всё никак не отпускала его. Однажды мужчина в отчаянии воззвал к Богоматери и... О, чудо! В горе открылась щель, через которую он и выбрался на свободу.
Первым же делом бывший пленник венерианских страстей отправился искать для себя отпущение грехов. Но священники, выслушав его рассказ, в ужасе не решались дать его. Тогда он отправился к самому Папе Римскому Урбану IV. Но тот, выслушав Тангейзера, воскликнул: "Грех твой столь велик, что никогда не может быть отпущен! Скорее посох, который я держу в руке, зазеленеет и зацветёт, чем Господь простит тебя!"
Окончательно сломленный рыцарь отправился восвояси. Но через три дня случилось чудо - посох Папы зацвёл! За Тангейзером послали гонцов, но было уже поздно, ибо потерявший надежду рыцарь вошёл в пещеру Венеры и больше уже его никто не видел.
Грот Венеры, искусственно созданная пещера, как декорации к опере "Тангейзер"С тех пор гора называется Венусберг (Гора Венеры).
В Европе рассказывают различные варианты этой древней легенды. А в Германии есть целый ряд вершин, которые известны под названием Венусберг - в Швабии, возле Вальдзее; возле Уфхаузена недалеко от Фрайбурга; в Саксонии возле Волькенштайна.
Парацельс упоминает о Венериной горе в Италии, имея в виду ту, о которой Эней Сильвий говорит, что там в пещере обитает Венера или Сивилла, принимающая раз в неделю обличье змеи.
Гайлер фон Кайзерсберг рассказывает о ведьмах, что собираются на Венериной горе.
Ведьма, сидя на козле (священном животном Венеры-Афродиты) задом наперёд, отправляется на шабашВедьмы знали её как Госпожу Венеру (немцы - "фрау Венус") и посещали шабаши под водительством Низвергнутой Богини.
Имя Венеры часто встречается в средневековых колдовских заклинаниях. Она также считалась одной из предводительниц Дикой Охоты.
Образ дважды низвергнутой богини (первый раз это случилось, когда с Небес на землю её отправил Всеотец, пришедший на смену Верховной Богини, а с приходом христианства Венеру так и вообще в Ад отправили) породил ещё один пласт легенд - об оживших статуях.
В эпоху Возрождения итальянцы стали коллекционировать античные статуи и ваять новые по их образцу. Обнажённые и прекрасные языческие богини для скромной христианской души служили постоянным источником смущения и греха идолофилии (осквернение статуй сексуальными маньяками). Статуи Венеры пользовались особой популярностью среди идолофилов, отчего эти скульптуры даже прозвали "Белыми дьяволицами". В борьбе с таким явлением сложился сюжет о "браке со статуей". Одна из легенд, к примеру, гласит, что некий рыцарь, игравший с мячом, снял кольцо, которое ему мешало, а чтобы не потерять - надел его на палец статуи Венеры. Когда он вернулся за ним, то увидел, что кольцо ему не снять обратно, поскольку статуя сжала руку. И с тех пор Венера преследовала несчастного рыцаря и, в конце-концов, задушила в своих холодных обьятиях. Иногда в сюжете вместо Венеры появляется статуя Девы Марии, и тогда мужчина уходит в монастырь, решив посвятить себя своей "суженной".
Легенды об "ожившей статуе" перекликаются с мифом о царе Пигмалионе, который влюбился в созданную же им скульптуру Галатеи.
А вот сюжет о кольце - это явное заимстование из мифологии германцев и скандинавов. В "Саге о фарерцах" герой Сигизмунд Брестессон видит в храме статую богини Фрейи, на пальце у неё тяжёлое золотое кольцо, которое мужчина пытается снять. Сигизмунду показалось, что статуя нахмурилась. И лишь возложенное к её ногам серебро и молитвы ярла позволяют Сигизмунду завладеть кольцом. Оно же и принесёт ему смерть. Будучи обладателем языческой святыни, он, тем не менее, примет христианство, и за обладание кольцом героя убьют во сне.
Что же касется легенды о Тангейзере, то там мы имеем дело не с римской Венерой, а с северной богиней Хольдой. Именно она носится в небесах севера с Рожества до Богоявления во главе Дикой охоты, которая к утру скрывается в злополучной пещере Хёрзельлох.
И конечно же в ней отражён древний гомеровский сюжет об Одиссее, который в совокупности девять лет провёл в плену у прекрасных соблазнительниц, одних из самых первых ведьм, запечатлённых в литературе - Кирки и Калипсо.