"Около 375 года Епифаний, епископ Кипрский, написал "Панарион" - энциклопедический компендиум ересей своего времени. Название его книги означает "аптечку", из которой читатели должны извлечь лекарства и противоядия от опаснейших заблуждений, распространённых в ту эпоху.
Одна из осуждаемых им группировок в наше время привлекла интерес учёных как любопытный пример "подводных течений" в раннем христианстве. По Епифанию, в Аравии обитали коллиридиане - сектанты, возглавляемые женщинами и почитавшие Деву Марию как божество (или что-то вроде того); они справляли в её честь календарные праздники, и на этих праздненствах торжественно вкушали освящённые хлебы или пироги. От слова, означающего "пирог" - kolluris, - и происходит название секты", - сообщает Филипп Дженкинс в своём исследовании "
Многоликий Христос. Тысячелетняя история тайных евангелий".
Википедия
добавляет: "Община эта состояла из женщин, которые довели почитание и поклонение в честь Девы Марии до такой степени, что в честь неё сами женщины священнодействовали, предлагали хлеб (др.-греч. κολλυρίδα) и возносили жертву во имя Марии. После этого все они причащались от хлеба. В качестве престола для хлеба женщины использовали четвероугольное седалище (кресло), на которое стелили белое полотно и клали хлеб".
Роберт Грейвс присовокупляет, будто точно такие же лепёшки некогда жертвовали Аштарот.
"Можно предположить, что эти коллиридиане lV века представляли собой лишь "вершину марианского айсберга", что в сущности "в первые века христианской эры существовала организованная и широко распространённая религия Марии"", - замечает Мустафа Акийол в своей книге "
Исламский Иисус. Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком". Классический мусульманский учёный Ибн Хазм аль-Андалуси
упоминает секту «аль-Барбарания», которые считали Иисуса и Деву Марию богами (аль-Милал уан-Нихал 1/27).
Мариямиты, которые были изгнаны из Иерусалима за свои еретические взгляды в те времена, бежали в Медину и основали там колонию. Одним из тех Мариямитов был Варака, близкий друг Хадиджы, которая сама являлась Мариямиткой, работодателем Мухаммеда, наперсницей, а позже его первой женой. Мухаммед и Коран попытались опровергнуть это ошибочное верование в Суре 5 Аль Маида (Трапеза) в 116 аяте: «И вот сказал Аллах: “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?”
"
В элевсинских мистериях символом богини Деметры был хлеб, а Богочеловека Диониса - вино. Первые христиане также отождествляли хлеб с Марией, а вино - с Иисусом, именуемым «истинной виноградной лозой» в Евангелии от Иоанна. Буквалист Епифаний с ужасом отмечает, что коллиридиане причащались во имя «Марии, Царицы Небесной»: «Они украшают кресло или трон, покрывают его льняной тканью, а в определённое священное время кладут хлеб и возносят его во имя Марии; и все вкушают от этого хлеба».
Да, в эпоху раннего христианства, особенно в гностической среде, женщины занимали гораздо более высокое положение, чем в последующую эпоху средневековья. Филипп Дженкинс задаётся вопросом: "Что, если в церкви сохранились бы такие женоцентричные тексты, как Евангелие Марии или пространный гностический трактат под названием Пистис София ("Вера премудрости"), главная героиня которого - Мария Магдалина? Очевидно, вся история западного мира пошла бы тогда по иному пути.
Напишу ещё несколько строк про лепёшки-"жаворонки", которые пекла по весне моя бабуся. Очевидно, эти лепёшки связаны с днём весеннего равноденствия 22 марта, в который древние язычники праздновали явление богини весны Остары (её имя восходит к общеиндоевропейскому корню *h₂wes- «сиять, блистать»). Имя Остара напоминает Ашторет, а лепёшки-"жаворонки" напоминают те витые лепёшки, которые пекли женщины-коллиридиане.