Роберт Грейвс в "Белой Богине" так порицает Сократа:
"Что касается бегства философа от власти Богини в интеллектуальный гомосексуализм (в так называемую платоническую любовь), то правильнее назвать эту любовь сократической. Сократ не мог сослаться на неведение: мантинийка Диотима, пророчица из Аркадии, чудесным образом избавившая Афины от чумы, однажды напомнила ему, что любовь мужчины должна быть направлена на женщин и что всеми актами рождения - физическими, духовными и интеллектуальными - руководит триада богинь: Мойра, Илифия и Каллона - Смерть, Рождение и Красота. В том месте “Пира”, где Платон приводит рассказ Сократа о мудрых словах Диотимы, пиршество прерывает подвыпивший Алкивиад, который разыскивает прекрасного юношу Агафона и находит его возлежащим рядом с Сократом. Алкивиад тут же сообщает всем, что когда-то подбивал влюбленного в него Сократа на содомский грех, но тот по-философски отказался, вполне довольствовавшись тем, что всю ночь сжимал в целомудренных объятиях прекрасное тело своего возлюбленного. Услышь это Диотима, её лицо исказилось бы и она трижды сплюнула бы себе на грудь: ибо, хотя Богиня в образе Кибелы и Иштар допускала содомию в Своих собственных храмах, идейный гомосексуализм был куда более серьёзным отступлением от морали - это попытка мужского интеллекта стать духовно самодостаточным. Месть Богини Сократу за то, что он - если можно так выразиться - пытался познать себя в аполлоническом духе вместо того, чтобы предоставить это жене или любовнице, была весьма характерной. Она определила ему в жёны сварливую мегеру и обрекла на идеальную любовь к Алкивиаду, который опозорил его, став развратником, безбожником, предателем и себялюбцем - погибелью для Афин. Оборвала Она жизнь Сократа с помощью настоя цикуты (посвящённого Ей как Гекате растения с белыми цветками и мышиным запахом) - такую казнь определили ему сограждане в наказание за развращение юношества".
Хорошо сказано - "идейный гомосексуализм".
Вчера я в очередной раз пересмотрел с детства любимый фильм - "Укрощение огня" - и обратил внимание на то, что раньше не замечал: как главный конструктор Сергей Павлович Королёв впал в гнев и ярость, когда обнаружил женщину на стартовой площадке, и как он воскликнул "и чтоб духу женского здесь не было!"
Космический корабль - это тоже ведь "корабль", хотя и очень специфический. Так вот, согласно распространённому поверью, женщина на корабле - к беде, к несчастью.
В чисто мужском коллективе складывается свой "мужской" алгоритм поведения. И все мужики следуют этому алгоритму, как муравьи в муравейнике. Но у женщин имеется свой, "женский", взгляд на вещи. И женщина может увидеть всё под иным углом зрения.
Представьте себе, что на автотрассе половину дорожных знаков могут видеть только мужчины, а другую половину - только женщины; тогда мужчины брали бы женщин в попутчики, и наоборот. В принципе, так и устроена семья, и, надо заметить, что это наилучшее общественное устройство из всех возможных. Чем ближе то или иное общество к семейному идеалу, тем приятнее и уютнее в нём живётся; и наоборот, чем больше оно приближается к казарменному типу, тем более отвратительным и несносным оно является.
Ну так вот, древнегреческая философия - это "казарма". И ведёт она прямо к "казарме". На самой вершине европейской философии оказался Гегель, который прямо оправдывал тоталитаризм в своих панегириках прусской монархии как воплощении абсолютного духа. Германские нацисты многое позаимствовали у него для создания своей идеологии.
Философия - "однобока", потому что она является творением преимущественно мужского гения. Вся философия лежит в плоскости спора Платона с Аристотелем. Как на всем известной картине Рафаэля: Платон говорит, что всё самое главное там, наверху, а Аристотель ему отвечает, что всё здесь, на земле.
Понятное дело, что чисто логическими доводами ни того, ни другого опровергнуть невозможно, и вся философия превращается в бесконечную "говорильню". Здесь необходимо выйти за рамки формальной логики. Но это означало бы разрушение всего здания современной философии! И это означало бы крушение всей современной парадигмы, краеугольным камнем которой является "однобокая" философия.
Интересно отметить, что эпоха модерна в Европе началась с лютой "охоты на ведьм". Не надо забывать, что эпоха Просвещения была эпохой исключительно мужского просвещения: все энциклопедисты были мужчинами. И именно в эту эпоху по всей Европе пылали костры, на которых сжигали ведьм. Очевидно, к ведьмам причисляли тех женщин, у которых имелось собственное мнение, которые видели ситуацию иначе и могли помешать модерну. И если мы теперь посмотрим, к каким результатам привёл модерн - к глобальной экологической катастрофе со всеми "вытекающими", вплоть до коронавируса covid-19, - у нас не останется никаких сомнений в пагубности и "однобокой" философии, и "однобокого" модерна. Везде нужно мягкое, милующее женское начало, даже если оно "тормозит" прогресс. В конце концов, если наспех построенный поезд мчит пассажиров в пропасть, "тормоза" выглядят как благо и спасение.