Оригинал взят у
mazayka_urza в
Котел Возрождения.
При раскопках крупных мегалитических комплексов гробниц археологи обнаруживают подобные каменные сосуды, которые можно назвать ванной или бассейном.
Котёл "Бога Дагды", большой каменный бассейн, обнаруженный в восточной камере кургана Ноут (комплекс Бру-на-Бойн, Ирландия)
В этом же кургане во второй гробнице - западной, также был обнаружен подобный бассейн.
Правильнее будет сказать, что он некогда стоял в погребальной камере, но судя по тому, что найден он был в середине корридора, ведущего из камеры, а также по многочисленным сколам, бассейн пытались вытащить, но ничего не получилось и его так и бросили.
В соседнем с Ноутом кургане, знаменитом Ньюгрейндже, также есть подобные сосуды с плоской верхней частью.
Не такие красивые, как в Ноуте, но их целых четыре. Камера в Ньюгрейндже одна с тремя нишами. В каждой нише был найден такой вот "котёл", а в правой камере целых два.
Учёные полагают, что один из бассейнов стоял в центре камеры.
В третьем, самом древнем кургане комплекса Бру-на-Бойн - Дауте, также были подобные ванные. Одна из них очень массивная, способная вместить человеческое тело, стоит в центре гробницы.
Бассейн Даута самый массивный во всём комплексе Бру-на-Бойн.
Есть подобные сосуды и в другом знаменитом ирландском комплексе гробниц - Лох-Крю.
Каменный бассейн в Каирне L, комплекса Лох-Крю (рис. Евгения Конвелла, 1873 г.)Разумеется самый красивый из них - это бассейн Ноута с ребристой поверхностью и солярным знаком впереди.
Археологи тут же "обозвали" его "Котлом Бога Дагды". Самое интересное в нём то, что этот кусок гранита слишком большой, чтобы его двигать, поэтому его обрабатывали на месте. То есть сначала в гробнице оказался кусок гранита, или даже гробница была выстроена вокруг него.
О назначении таких котлов ходят споры, их поверхность слишком плоская чтобы держать в себе какую-то жидкость (могли, но не много). Но в них находят остатки пепла кремированных людей. То есть сравненивая его с котлом Дагды, археологи не так далеки от истины.
Прорисовка узора на верхней части "Котла Дагды"Бог Дагда (кстати, по мифам проживающий вместе с супругой богиней Боанн и сыном Оэнгусом в соседнем кургане Ньюгрейндже) был одним из богов загадочного племени Туата-де-Даннан. Он обладал одной из четырёх священных реликвий своего племени - Котлом Возрождения, который был аналогом Рога Изобилия (Котёл Изобилия), служил неиссякаемым источником еды. Но главная его особенность заключалась в том, что если погрузить в него тело мёртвого человека, то он оживал.
Эта символика Котла Дагды даёт определённное понимание неолитических обрядов, связанных с гробницами. Я уже не раз упоминала, что подобные сооруженияя служили для того, чтобы мёртвые люди, захороненные в них, могли получить возможность возродиться (это одна из функций гробниц, были и другие).
Подобные Котлы Возрождения часто встречаются в ирландской и валлийской мифологии.
Он был у Брана Благословенного, бога потустороннего мира, только его котёл, оживляя воина, лишал его способности говорить. Бран был способен воскресить целую армию, но она была молчаливая вереница воинов.
Существует валлийская поэма "Добыча Аннуина", в которой королю Артуру вместе со своими воинами пришлось совершить путешествие в потусторонний мир Аннуина, чтобы добыть такой котёл для себя.
Котёл на протяжении всей истории имел важную сакральную функцию.
Котёл Возрождения был также Котлом Изобилия. Это не удивительно, поскольку он, как и все сосуды, ассоциировался с чревом Богини-Матери. И как чрево Богини всегда хранит в себе неиссякаемый потенциал жизни, так и Котёл Изобилия всегда полон еды.
В крупных мегалитических сооружениях, так называемых храмах, находки котлов или иных крупных сосудов не редкость.
Котёл в храме Таршиен, МальтаНа важных ежегодных праздниках, когда собиралась вся община, а также паломники из других мест, из таких котлов могли раздавать священную еду. Также в них мог вариться некий священный напиток, который ассоциировался с мудростью. Обладательницей такого Котла Мудрости была, например, богиня Керридвен. Также котлы были обязательным атрибутом ведьм, которые варили в них свои зелья. Они висели у них над очагом, их брали с собой на шабаш, чтобы варить в нём явства для своего языческого празднества. Вылив зелье из котла в море, ведьма могла устроить шторм.
Но очень часто упускают из виду ещё одну функцию священных котлов - жертвенную, которая была распространена у кельтов и германцев. Их либо клали в могилу, как элемент погребального инвентаря, либо он был частью самостоятельного клада. Помещённый в недра земли или воду, такой котёл считался даром Божеству.
Знаменитый котёл из Гундеструпа со сценами из "Мабиногион", был обнаружен погружённым в болото. Внутри Гундеструпского котла были обнаружены пластины со сценами ритуального характера, что может служить доказательством того, что котёл не просто так попал в воду, а был именно принесён в жертву. Подобным образом (только закопанный в земле) был оставлен котёл из Летницы (Балканы), но связан он не с кельтами, а фракийцами, что указывает на большой территориально-племенной обхват подобной практики.
Сосуд, обнаруженный в Австрии (Шреттвеге) и датируемый VI веком до н.э., имеющий подставку на колёсах, имеет скульптурную композицию, одна из главных ролей в которой отведена женщине, поддерживающей чашу.
Предполагают, что это богиня.
В связи с этим обрядом можно вспомнить нашу отечественную сказку "Конёк-Горбунок", в которой герою, чтобы обрести молодость и силы, нужно искупаться в трёх котлах.
Но вернёмся к котлам-ваннам из мегалитических гробниц.
Любопытно, что в гробницах находят котлы, в которых могла храниться и жидкость.
Сосуд из кургана-сателита 3, отосящегося к Ноуту (Бру-на-Бойн), на нём виден желобок (по нему стекала жертвенная кровь? или это сосуд с Напитком Мудрости, дарованным предками?)Останки людей, которые находят в каменных ваннах в мегалитических гробницах, принадлежали людям, которых надеялись воскресить?
Иногда его пытались "возродить", как в сцене на Гундеструпском котле.
На многих сосудах из гробниц или на камнях позади них изображены солярные знаки. Соединение солнца и земли в ритуальном браке зарождало новую жизнь. Бассейны-Котлы - те же чаши-сосуды, что были чревом Богини, которое, оплодотворённое небесными лучами, зарождало в себе новую жизнь. И люди, чьи сожжённые останки хранились в этих "Котлах Дагды", надеялись на новую реинкарнацию.