Гвеналь Варез в своей статье "
Богиня Мать в древности" сообщает:
"С приходом железного века, который начинается с 1250 года до н.э., Вавилон поднимается до ранга великих столиц, и Мардук (Marduk), его бог, возводится в ранг самых величайших из богов. Богиня Мать подменяется Мардуком, который присваивает себе все атрибуты, данные ей мудрецами былых времён. В повествовании вавилонян "Энума элиш..." ("Enuma Elish") говорится, как Мардук, внук Тиамат (Tia-mat), Великой Богини, ведет беспощадную борьбу против неё и в конечном счете убивает её. Во время этой битвы Великая Богиня принимает форму ужасного дракона, вызвавшего к жизни многочисленных змей с острыми зубами и страшными челюстями, из которых истекает яд.
Змея, которая использовалась всегда, чтобы показать силу богини, становится в этом мифе выражением ужаса, разрушения и смерти. Происходит полный разрыв с символикой палеолита и неолита...
Мардук - Бог Отец - занимает теперь главенствующее положение, полностью заменяет собой Богиню и превращается в Бога без женского аспекта... Женский элемент Божественности исчезает в пользу единственного Отца Создателя... После того, как была убита Тиамат, Мардук взял её неподвижное тело, ставшее просто оболочкой, чтобы сделать из него Землю.
Эпическое повествование "Энума элиш..." рассказывалось в Вавилоне каждый год при праздновании победы Мардука над Тиамат... Ужасные образы вавилонской мифологии питали культовую жизнь десятков поколений вплоть до прихода ассирийской державы, которая также пропиталась ими после покорения Вавилона... Ассирийская печать, датируемая 800 г. до н.э., отражает уничтожение богини в виде дракона племенным ассирийским богом Ашшуром".
А́шшур - изначально бог-покровитель общины с центром в одноимённом городе; с расширением Ассирийского царства - главный бог пантеона этой страны. Эволюция образа Ашшура сходна с эволюцией Мардука; фактически, он был местной версией вавилонского бога: в ассирийском варианте эпоса «Энума элиш» имя Мардука заменено на имя Ашшура (из
Википедии).
Гвеналь Варез продолжает: "Новым порядком, который держался на завоеваниях и войнах, управлял "мужской" бог. Месопотамия и Ближний Восток были втянуты в неумолимую логику войн и разрушений, кульминацией ужаса которых стала империя ассирийцев.
Профессор Зубов
дополняет: "Интересно, что ассирийские правители в III тыс. до Р.Х. не были царями. Они были священниками Ашшура, а царём считался Ашшур. И через оракула он повелевал своим священникам совершать те или иные действия. То есть это была прямая теократия. Лишь правитель Шамши-Адад, который правил в 1813-1781 гг. до Р.Х., первый принимает титул царя, но это ничего в принципе не меняет. Он всё равно продолжает следовать воле Ашшура. Именно Ашшур повелевает царю Адад-Нирари I, который правил в 1337-1275 годах, начать завоевательные походы" [1].
И снова Гвеналь Варез: "В середине XIV века до н.э. ассирийцы освобождаются от опеки хурритов и возводят свое царство в ранг великих держав. Их агрессивность не знает границ. Хорошо вооруженные, они беспрерывно воюют, держат в страхе народы, проливают кровь, сжигают города. Ассирийцы, как никогда ранее, осуществляли массовое отселение целых общин с тем, чтобы избежать восстаний, когда ассирийская армия отправлялась на новые завоевания. А эти завоевания представляли собой сметенные с лица земли города, депортированное население, пленников, с которых живьем сдиралась кожа или которых предавали огню с невероятной жестокостью. Каждая из ассирийских побед - это смерть цивилизации.
Ассирийцы и их бог Ашшур сопоставляются с асурами индийской мифологии, олицетворяющими силы зла. Как и в исторической реальности Вавилона и Ассирии, где мы видим, как один народ доминирует и уничтожает соседние народы, асуры мучают дэвов, небесных существ индийской мифологии. Изгнанные дэвы обращаются к Великой Богине c мольбой спасти их. Тогда Великая Богиня начинает космическую битву, из которой выходит победительницей. Сюжет представляет собой полную противоположность ассирийскому мифу, в котором богиню убивает Ашшур. В прославлении Великой Богини со всеми подробностями описывается титаническая борьба, которая приводит к уничтожению асуров. Вот несколько фрагментов:
Разъярённая, Мать Мира залпом выпила свой божественный напиток,
И асура тоже зарычал, опьянённый своей силой и доблестью,
И снова бросал в богиню горы своими рогами.
Разгневанный видом своей уничтоженной великой армии,
Нишумбха дал выход своему гневу и ринулся вперёд
С главными силами асуров, чтобы убить богиню.
Шумбха также, могучий в своей доблести, вышел вперёд,
окружённый своими войсками, чтобы убить богиню.
Да, ты защищаешь Вселенную и царишь над миром,
Душа всего, ты есть основа всего!
О Богиня, будь милосердна!
Храни нас всегда от страха перед врагами,
Как ты это сделала теперь, уничтожив асуров."
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Гвеналь Варез, цитируя обращение Яхве к иудеям - "Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоняйте от себя всех жителей земли, и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите, и все высоты их разорите. И возьмите во владение землю, и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение" (Числа, 33, 51-3), - задаётся вопросом: "как евреи выполнят это завоевание Ханаана, не нарушив основ Закона, десять заповедей? - не убий (Исход, 20, 13), не укради, не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего... (Исход, 20, 15, 17)."