О минойском Крите, "до кучи".

Apr 03, 2020 10:08

В паблике Orre Loathenna появился цикл записей "В царстве Минотавра".

"На заре истории жители Крита искали убежища в пещерах, но позже стали строить дома из глины и известняка. Дома очень плотно примыкали друг к другу, создавая подобие общинного жилища с множеством комнат и пристроек, которые мы можем наблюдать у неолитических культур Западной Анатолии и Кикладских островов."

Говоря о неолитической колонизации Крита, автор указывает на "появление поселений в трёх регионах острова. Во-первых, это восточное побережье острова, где больше всего проявляется сходство с культурами востока. Во-вторых, это северное побережье с древнейшим центром в Кноссе, где прослеживается связь с кикладской островной культурой и отдельные элементы, заимствованные из Ливии и Египта. Но наибольшее влияние культур этих регионов, можно найти на юге острова, где уже в далёкие времена неолита (нового каменного века) существуют прибрежные поселения с удобными гаванями. Западная часть острова с самых древних, до самых поздних времён остаётся слабозаселённой, хотя поселения и захоронения на северном побережье всё же встречаются. Это может быть обусловлено тем, что эту часть острова покрывали густые леса и горы, изрезанные узкими ущельями.



Большинство неолитических поселений находятся в непосредственной близости от моря. Внутри острова крупные поселения начинают появляться гораздо позже. Таким образом, мы можем говорить о том, что на заре минойской цивилизации появилось три отдельных очага, которые развивались одновременно друг с другом, имея при этом тесные связи уже с неолитического периода.

В СМ периоде на печатях начинают появляться иероглифические знаки, которые являются первым образцом письменности. Позже эта система знаков развивается в систему письменности, известную как Линейное письмо А. Эта письменность встречается на глиняных табличках, предметах культового значения и на керамических изделиях. В ПМ периоде во время появления пришельцев-ахейцев на острове она эволюционирует в Линейное письмо В, которое используется в хозяйственных и бытовых документах, для подсчёта товаров и других обыденных целей.



В отличии от Линейного А, письмо В было расшифровано М.Вентрисом. Им было доказано, что язык этой письменности являет собой архаичный древнегреческий язык. Но не смотря на то, что Линейное А имеет множество аналогичных знаков в Линейном В, подстановки по сути не дают никакой информации. Это говорит нам о том, что минойский язык не был схож с древнегреческим, и ахейцы, судя по всему, лишь переняли письменную систему жителей Крита, которые говорили совсем на другом языке."



Иероглифические надписи на печати из Малии и Таблички с Линейным письмом А.

Несмотря на строительство дворцов, "у нас почти что нет никаких доказательств того, существовала ли на острове правящая верхушка в виде царя."



"Отсутствие серьёзных оборонительных укреплений и, напротив, развитие системы дорог, связывающих отдельные регионы острова, говорит о том, что внутри минойского сообщества не было войн. О внешних конфликтах можно только догадываться."

"Во времена Новодворцового периода (СМ III) появляются великолепные фрески. Эти красочные фрески изготавливались из всевозможных красок и сырой штукатурки, став величайшим достижением минойцев в искусстве. Они изображают природу, жителей острова, животных, игры и состязания. Порой их мотив оказывается воистину фантастичным. И везде, где проявляется частичка сверхъестественного, мы видим женщин, одетых в длинные колоколообразные юбки. Их тонкие стройные талии перетянуты поясами, грудь обнажена, причёски и макияж - вполне могут сравниться по красоте с египетской традицией. Очень часто они изображаются несущими двойную секиру - несомненно культовый атрибут.

Ещё один символ, который завоёвывает популярность в СМ период, это критский бык. Куда бы мы не взглянули, будь то дворец, кольцо-печатка или роспись на вазе, мы встретим бычьи рога или самого быка. Бычьи головы и, так называемые, рога посвящения (каменные изваяния в форме бычьих рогов) становятся неотъемлемой частью архитектуры дворцов. Бык, как и двойная секира, тоже был одним из культовых символов, тем более, что зачастую эти два атрибута изображаются вместе. И, судя по всему, в религии минойцев он был символом мужского начала."



Три в одном. Бычья голова с двойной секирой и цветком шафрана между рогами. Роспись на сосуде. Ок. 1700 г. до н.э.

Здесь я от себя вставлю пару строк.

Лично мне это изображение напоминает пасхальный тропарь: "Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в." Бычьи рога в форме лунного "серпа" однозначно говорят о смерти, но именно из смерти "прорастает" "аленький цветок" жизни.

"На некоторых минойских печатях встречаются человекоподобные существа с головами собак (или волков), львов или львиц. Одним из самых распространённых образов, как и бык, ставших популярными в Новодворцовый период, является грифон. Это существо с телом крупного кошачьего животного или собаки и птичьей головой встречается на печатях и саркофагах. На замечательном саркофаге из Айя-Триады два грифона изображены в качестве ездовых животных.



Изображение грифонов на саркофаге из Айя-Триады.

Грифон, который изображается как с крыльями, так и без них (подобно египетским сфинксам с головой бога Хора) очень часто связан с женским божеством и высшей властью (возможно связанной с жречеством)."

"Самую большую роль в минойской мифологии играла богиня или несколько похожих богинь. Уже то, насколько важным персонажем является женщина в искусстве минойцев, говорит о матриархальной религиозной ориентации (женское начало было более значимым, чем мужское). Статуэтки общекультурной богини-матери встречаются на Крите уже в Неолитическом периоде. Её образ развивается и занимает высокое положение в религии минойцев. Судя по всему, критская богиня является не только праматерью людей, но и всей живой природы. Среди жриц она часто изображается огромного роста, окружённая различными животными - грифонами или львами, порой стоящей на возвышенности или сидящей на троне. Для царицы природы главными символами являются грифоны, львы, змеи и голубки. Очень примечателен сюжет на фреске из Акротири, где этой богине, сидящей на троне, синяя обезьяна приносит шафран."

"Последворцовый период характеризуется греческой колонизацией острова, и как будто напоминает нам греческие легенды о свержении богами олимпийцами старого порядка."

Очень любопытные сведения приводит автор о богине Диктине.

"Существует и легенда о богине под именем Диктина или Бритоматрис. В древнегреческой версии легенды - она была дочерью Зевса и Гекаты. Преследуемая влюблённым в неё Миносом, она бросилась с утёса в море, но была выловлена рыбачьими сетями и спасена. Она бежала в рощу и стала верной спутницей богини Артемиды. На Крите, как и Артемиде в Греции, Диктине поклонялись как богине природы, хозяйке диких животных, покровительнице рыболовов и моряков. Возможно, что в её образе соединились древнейшие минойские верования с поздней греческой традицией. В античное время на Крите в Кидонии появилось святилище Артемиды, где ей поклонялись под именем Диктины."

Эта Диктина напоминает нам Диону из статьи " Додонские голуби", которая характеризуется как "древнейшая догреческая богиня земли".

Крит

Previous post Next post
Up