Что мы знаем о древнеримском боге Янусе?
Его статуя в храме стояла, обращённая лицами на восток и запад. Два его лица, согласно общепринятой интерпретации, рассматриваются как олицетворение, соответственно, прошлого и будущего. Лица Януса на древнейших изображениях разные: одно безбородое, другое бородатое, или одно белое, другое чёрное. Довольно часто встречается изображение Януса с двумя лицами - мужским и женским. Подобное изображение приводит Рене Генон в своей статье "
Несколько аспектов символики Януса". Тут речь идёт о Янусе-андрогине, или Янусе-Яне. Или Дианусе (Диана + Анус).
А вот что сообщает Википедия о
древнегреческих гермах:
"Изображения могли быть сдвоенными. В таких случаях гермы получали специальные названия - гермафина (Гермес и Афина).
Особая история была у герм с Афродитой. На Кипре существовал культ Афродитоса, которого изображали в виде гермы с женским телом и лицом с бородой. В V веке до н. э. культ Афродитоса прижился в Афинах, после чего трансформировался в представление о двуполом сыне Гермеса и Афродиты Гермафродите".
Здесь, конечно, сразу же припоминаются "бородатые венеры древности", о которых упоминал архимандрит Хрисанф.
..."Быть может, в этом отчасти выражалась и мысль о том, что божество есть нечто безразличное по отношению к полам. На это указывает свидетельство древних: согласно им, богиня Венера представлялась иногда андрогином (ανηρ + γύνη) и называлась и "Марсом", и "Венерою". Особенно в мистериях признавалась она intriusque sexus. Её называли поэтому "Deus Venus", как и сирийскую богиню Луны "Deus Lunus" и "Dea Luna". На острове Кипр была даже "бородатая Венера", "Venus Barbatus". Молох превращался в Мелитту и наоборот. Вот почему мужчины перед Венерой приносили жертву в одежде женщин, а женщины перед Марсом в мужской одежде. "Invenies in libro magico præcepi, - говорит Маймонид о религии сирийцев, "ut vestimentum muliebre induat vir, quando stat coram stella Veneris, similiter et mulier induat loricam, quando stat coram Stella Martis" (Архимандрит Хрисанф: "Религии древнего мира", т. III, стр. 302-303).
Что тут ещё можно добавить? Геродот утверждал, что такие двуполые изображения Гермеса делали ещё пеласги, - народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. То есть, корни этих изображений очень-очень древние, уходящие во тьму веков. Также и Янус был старейшим из божеств римского пантеона. Так что, очевидно, эти все двуполые изображения появились ещё в до-индоевропейской Старой Европе.
Скорее всего, здесь мы имеем дело с "основным мифом" эпохи матриархата. Я, конечно, не могу сформулировать его в полной мере, но, судя по всему, речь идёт об отношениях небесной Коровы с её быкоголовым возлюбленным сыном. Отношения эти в высшей степени трагические и драматические, однако у них имеется мистериальный "обертон": наш "бычок", проходя через адские "мытарства", обретает сверхъестественные способности и возносится до небес. Путь этот может быть представлен в виде цифры "6". Наверно, именно в таком виде проходили мужские посвящения в эпоху матриархата, когда они ещё не обособились в отдельные культы. И, надо полагать, в культе Кибелы эти древнейшие посвящения сохранились до времени Августина Блаженного, который наблюдал служителей-галлов богини, переодетых в женское платье.