О "матриархальном" браке Ильи нашего Муромца.

Mar 15, 2020 11:38

Довольно любопытную статью - "Сына Ильи Муромца родила ордынская богатырша" - выложил Ироничный Собеседник.

"Былина, посвящённая бою Ильи Муромца с собственным сыном, не так широко известна, как другие эпосы, посвящённые русским богатырям, но является весьма благодатным полем для исследования. В середине XX века её изучению была посвящена научная работа, которая вскрыла неизвестные ранее смыслы этого произведения и пролила свет на некоторые аспекты семейных отношений того времени.

Былина была написана примерно на полтора-два века позже основных сказаний о богатыре Илье Муромце, приблизительно в XIV веке. И появление её было обусловлено рядом явлений в элите русского общества, которые нужно было обозначить и подвести под ними жирную черту, которую символизирует смерть сына Ильи.



Соколик, сын Ильи Муромца в ордынском лагере.


Интересно, что исследования на эту тему филолог и этнограф София Александровна Авижанская вела в 1943-1945 годах - во второй половине войны. Она доказала, что сходство сюжетов с некоторыми восточными эпосами, где также повествуется о поединке отца с сыном, связан не с заимствованием, а с гораздо более глубокими корнями - окончательным падением эпохи матриархата в обществе раннего и среднего средневековья. Слом этот шёл во многих государствах, в том числе на Руси.

Бой Ильи Муромца - старого воина - с молодым и ярым Соколиком - это не просто схватка двух богатырей. В ходе поединка Илья одерживает верх и расспрашивая поверженного противника выясняет, что он - его сын.

Соколик- сын поленицы-ордынки Златогорки одноглазой (прим: поленица- женщина-богатырь в русских сказках, былинах), с которой когда-то Илья сошёлся в поединке, но победы не одержал, как, впрочем, и она над ним. В результате между ними зародились отношения и на свет и появился тот самый Соколик. То есть это был так называемый матриархальный брак, когда отношения происходили на территории женщины и ребёнок оставался и воспитывался в роду женщины.

Былина "Бой Ильи Муромца с сыном" была идеологической средневековой пропагандой чистой воды. Во-первых она характеризовала матриархальную модель семьи как слабую и неверную, а во-вторых показывала исход, который ждёт изменника иль перебежчика на ордынскую сторону, в-третьих - подчёркивала силу единой власти, которую в эпосе символизирует Илья Муромец, как княжий ставленник.

А вы говорите первый канал... Эх, всё старо, как мир."

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

От себя добавлю ещё пару строк.

Да, соцреализм в бывшем СССР носил исключительно пропагандистский характер. "Отсебятина" художника, писателя или историка, мягко говоря, не приветствовалась. Надо было проникнуться замыслом Творца (по имени Иосиф Джугашвили), и писать, и творить в "струе" этого замысла. Это и называлось "соцреализмом". А всё, что не совпадало с этим замыслом или, упаси Бог, было противно этому замыслу, объявлялось "искажением" соцреализма и нещадно уничтожалось.

В этом отношении, София Александровна Авижанская, безусловно, попала в самую "струю", занявшись исследованием отношений между Ильёй Муромцем и его сыном именно в 1942 - 1945 годах.

поляницы, былины, брак

Previous post Next post
Up