В наши дни можно найти в мире немало обществ, приближённых к матриархату. Это так называемые сообщества с чертами матрицентричного обустройства. К ним относят общества с признаками матрилинейности (перехода и распределения наследства по женской линии, отслеживание рода и т.д.) и матрилокальности (переселения пары в дом матери жены после брака). Существование этих обществ наглядно показывает, что патриархат НЕ является единственно возможным и верным, первичным и истинно природным типом социального устройства для человечества.
Так, большая этническая общность туарегов (5,2 млн человек), распространённая на северо-западе Африки, также имеет черты матрицентричности. Несмотря на то, что туареги - преимущественно мусульмане-сунниты, они сохранили ряд доисламских социальных особенностей. Среди них - матрилинейное родовое устройство (фамилия наследуется по женской линии, но имущество - по мужской), матрилокальное расселение и матрилокальные семьи. У туарегов оазиса Гат сохранились женские союзы и ещё недавно устраивались ритуальные девичьи "бои", напоминающие те, которые были описаны Геродотом у древних ливийцев.
Важную роль в процессе накопления и хранения культурной информации у туарегов-имхаров играют женщины. Женщины пользуются своим собственным алфавитом (тыфинаг), а мужчины - арабским. Девочки с детства учатся писать и читать, а вот мужчине позволено быть неграмотным. Кстати, до брака девочки-туареги не должны работать вообще, только заниматься образованием и искусствами. Они знают письмо, сочиняют и поют песни под собственный аккомпанемент на однострунном инструменте амзад. Эти песни, а также эротические пляски исполняются на "ахалах" - собраниях незамужних женщин вместе с молодыми людьми (такой ахал в XIX в. был, в частности, описан русским путешественником А. В. Елисеевым).
Женщины имхаров, как и все туарегские женщины, не закрывают лиц, хотя и считаются мусульманками. Зато все взрослые мужчины - имхары и их вассалы - носят на лицах покрывала (тагельмуст), которые не снимают на людях. В средние века такой же обычай существовал и у санхаджа - берберов-номадов Западной Сахары, являвшейся до её арабизации во всех отношениях продолжением страны туарегов.
Источник