Матриархат значит власть советов.

Feb 24, 2020 13:44

В продолжение записи "Единица" vs "Двоица".

"В археологических материалах и мифах Богиня предстаёт в окружении совета или свиты... Так, в Подури (Северо-Восточная Румыния) в сосуде приблизительно 4800 - 4600 гг. до н.э. была найдена 21 статуэтка, - по всей вероятности, приготовленные для того, чтобы быть поставленными на алтарь. У них нет рук, змеевидные головы, а бёдра опоясаны змеями: по всей видимости, это - Богиня-змея и её служительницы. Лишь у одной из статуэток рука поднята к лицу, что может означать обладание властью. Остальные 20 статуэток отличаются друг от друга размерами - среди них есть крупные, средние и мелкие, что, вероятно, отражает возраст женщин или их положение внутри совета. Эта закономерность характерна для всего неолита, медного века и минойского бронзового века: не исключено, что в землях, подчинённых той или иной богине, действительно существовали постоянные советы или конклавы жриц.

Традиция изображения Богини вместе с группой жриц подразумевает, что в повседневной жизни царица или глава рода также имела круг советниц. Так, к тронной зале Кносского дворца на Крите примыкает комната меньших размеров, где вдоль стен стоял ряд низких скамеек, на которых могло разместиться 9 человек. Учитывая сакральный характер этого числа, не исключено, что именно здесь заседал и принимал решения женский совет.



Т. наз. "тронный зал" Кносского дворца. Многие полагают, что именно здесь, на этом троне, сидел мифический царь Минос. Но, спрашивается, почему так называемые жилища царя Миноса находятся в тёмном подвале, вместо того, чтобы быть на верхнем этаже, полном света и воздуха? Почему в Кносском дворце не обнаружено ни одной кухни? Скорее всего, никто здесь не жил постоянно, сюда лишь приходили люди для проведения каких-то церемоний.

Подобная традиция сохранилась в исторических Афинах, где связанные с земледелием должности исполняли женщины, а высшее должностное лицо женского пола, «царица-архонт», располагало советом матрон. Ещё в начале XX в. в пещерах и гротах обитали баскские жрицы («serora») и их помощницы, к которым люди обращались за предсказаниями [1]. Их статус был много выше статуса католических священников. Типологическая связь этих жриц и их приспешниц с Богиней и её свитой представляется вполне очевидной.

Древние исторические документы говорят о существовании конгрегации девственниц или кудесниц, чьи заклинания, пение и пляски обладали огромной силой. Недавно учёные нашли две галльские надписи, представляющие для нас чрезвычайный интерес. В одной из них говорится о могуществе женских заклинаний, «brixtia anderon»; в другой - о местной конгрегации кудесниц. Группы из девяти муз или жриц хорошо известны на примере Древней Греции: девять муз обитали на Парнасе, на Геликоне, на Олимпе - всё это воплощения Богини, которым поклонялись жители этих гор. В I в. н.э. Помпоний Мела говорил о конгрегации из девяти девственниц, живших на острове Сена неподалеку от берегов Бретани, которым он приписывает разнообразные магические способности - пением вызывать морское волнение, придавать различные виды животным, исцелять неизлечимые недуги и предсказывать будущее. В начале I в. н.э. Страбон, цитируя Посидония, говорил о конгрегации жриц с острова на территории Самнитии, которые, подобно греческим менадам, предавались экстатическому поклонению божеству, напоминавшему Диониса. Смертным мужчинам запрещено было вступать на этот остров. Сообщество жриц или кудесниц также фигурирует в средневековой литературе: вспомним девять глостерских ведьм в уэльском сказании о Передуре и три раза по девять женщин, которые приветствуют путешественника в Иммрам Брайн. До сих пор существуют поверья о том, что феи, танцуя кругами или вокруг каменных кругов, тем самым создают неимоверную энергию. Для мужчин эти танцы запретны, и если кто-то из них случайно попадёт в круг, то его постигнет немедленная смерть. Нет сомнения, что эти остатки исторических представлений о силах жриц и фей являются пережитками доисторической традиции.




Наследие матриальных культур, запретные для мужчин женские ритуалы сохранились не только в танцах фей, но и в основных обрядах, связанных с рождением и земледелием, которые в контексте патриархальных сообществ дошли до исторических эпох. Тому есть множество примеров. Достаточно упомянуть один из самых характерных ритуалов Древней Греции - Фесмофории, празднования в честь Деметры, богини земного плодородия, известные по эпиграфике и по описанию Аристофана («Женщины на празднике Фесмофории»). Каждый год в административных подразделениях («demes») женщины выбирали из своего числа тех, кто будет возглавлять церемонии и руководить Фесмофориями. Избранные председательствовали на устраиваемых в установленные традицией дни собраниях и наблюдали за исполнением всех обычаев. Женщины-граждане образовывали совет и большинством голосов принимали решения. Голосование происходило без мужчин: празднование Фесмофории не допускало мужского присутствия.




Хотя эти женские конгрегации или сообщества были наделены большой властью, похоже, что функционировали они как коллективные, а не как автократические органы", - пишет Мария Гимбутас в своём исследовании "Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы".

----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] ... В 1807 году охотники из деревни Сук в Сабарте на одинокой вершине пика Монкальм (одной из высочайших вершин Пиренеев) заметили женщину безо всякой одежды. И вместо охоты на медведей крестьяне устроили охоту на эту нагую женщину, которая, подобно серне, перепрыгивала через зияющие пропасти в скалах и пробегала по краям головокружительных обрывов, не боясь свалиться в бездну. И им не удалось поймать её.

На следующий день охотники вместе с пришедшими на помощь пастухами из Монкальма возобновили погоню. Им удалось догнать "дичь" и схватить её. Женщине протянули платье, но она разорвала его. В конце концов удалось связать женщине руки, силой одеть её и доставить в дом священника в Сук. Там она немного успокоилась, осмотрела свои одежды, упала на колени и разразилась безудержными рыданиями.

Её худое и бледное лицо всё же несло следы былой красоты. Её высокий рост и гордая осанка позволяли предположить её дворянское происхождение. Ей отвели комнату, в которой она должна была провести ночь. На другое утро выяснилось, что она исчезла, оставив всю одежду. Несколькими днями позднее её обнаружили на одной из заснеженных вершин пика Бассье. Так прошла зима...

Весной в окрестности Монкальма явился мировой судья из Викдесса с жандармами. С великими трудностями им всё же удалось поймать эту женщину. Её снова одели, дали еды и попробовали разгадать тайну её удивительных похождений. Но безуспешно. Однажды мировой судья спросил её о том, как же так случилось, что её не растерзали медведи. Тогда она ответила на равнинном диалекте: "Медведи? Они мои друзья. Они согревали меня!"

Потом женщина заболела. Её доставили в больницу Фуа. Оттуда она сбежала 20 июля, однако 2 августа была схвачена неподалёку от Тараскона, ещё до того, как она успела подняться к горам Монкальм. Её привезли обратно в Фуа и заперли в тюрьме замка. Там она и умерла поутру 29 октября 1808 года. Тоска по горам убила её.

Никому не удалось раскрыть тайну этой женщины.

демократия

Previous post Next post
Up