Автор - Жукова Людмила Николаевна
кандидат исторических наук, доцент ЯГУ им. М. К. Аммосова.
Источник.
"Исследователи первобытного искусства считают, что мировоззрение людей первичного общества было сходным в любой части земного шара. Человек ещё считал себя рождённым, вскормленным и охраняемым Природой, малой её частицей, в отличие от нас, вообразивших себя хозяевами Земли в ХХ в. Земля и силы природы воплощали в себе, преимущественно, женское, материнское начало.
Так, у саамов имеются сакральные представления о Важенке-матери, прародительнице человека, и о Мяндаше - Олене-человеке, волшебно превращающемся из животного в человека и наоборот. В мифологии нганасан и энцев Земля-мать представлялась оленем тёмной масти, а Льда-мать - белым оленем. После битвы между оленями тёмный олень побеждает и говорит белому, что будет распоряжаться людьми, которые должны скоро появиться. На что белый олень отвечает, что будет находиться внизу Земли-матери и забирать этих людей к себе, когда придёт их срок [4].
Гигантская Олениха - Земля-мать считалась прародительницей людей. В мифах нганасан повествуется о том, что весной к Оленихе - Земле-матери подошла Солнце-мать, побежала вода, из шкуры мифической важенки вылезли голые черви - это и были люди. Шерсть этой оленихи - лес, а насекомые в шкуре - животные [4].
Исследователями в ХVIII-ХХ вв. записаны широко распространённые у арктических народов (от Скандинавии до Чукотки) представления о Земле-матери, к которой обращались с просьбами об удачном промысле на дикого оленя, лёгких родах, плодородии.
Так, у саамов Земля традиционно отождествлялась с материнским началом. Вот фрагмент текста заклинаний «лопарской песни»:
«Матери и красавицы, родные долины, матери оленей!
Привет вам.
Прими нас снова, родная Земля,
И заботься о нас, как прежде, всегда.
Дружите снова, Матери, со мной.
Вы, Матери, напитайте досыта моих оленей» [4, стр. 248].
У нганасан при обращении к Земле-матери была обязательной формула, подчёркивающая возраст: «Земля-мать, Мать моей матери». Образ Прародительницы-Земли встречается в лечебной магии чукчей.
В 1992 г. наш информант, верхнеколымская юкагирка Екатерина Николаевна Дьячкова (1918 года рождения) (см. рис. 1) из пос. Зырянка Верхнеколымского улуса РС(Я), перечисляя божественных хозяев стихий, отождествляет их с женским началом:
Огонь - мать
Вода - мать
Земля - мать
Небо - мать
Солнце - мать
Луна - мать
Гроза - мать
Дома - мать
Практически все стихии природы рассматривались народами Арктики как женские сущности, в том числе Река-мать, Льда-мать, Деревьев-мать, Леса-мать и др. Современные юкагиры-промысловики также соотносят стихии природы с материнским женским началом. Однако уже имеются соотнесения некоторых стихий природы с мужским началом, что зафиксировано в фольклорных материалах В. Иохельсона и датировано концом ХIХ в.
Надо полагать, что материнское начало сил природы в мировоззрении и мифах современных оленеводческих народов Арктики - лопарей, нганасан, чукчей и других - это реликт предыдущей, присваивающей стадии развития, а у ныне имеющих присваивающее хозяйство народов - мировоззрение сегодняшнего дня".
--------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. - М.: Наука, 1976. - 311 с.