Обычай «брачного воздержания».

Jan 01, 2020 15:08


«Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели  и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: Благословен Ты, Бог отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою - жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею!
И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь».
Библия. Ветхий завет. Книга Товита  (8:5-9)

Интересен этот древний обычай воздержания от секса в течение первых трёх брачных ночей. По описанию в книге Товита, он известен в этнографии под названием "брак Товии". Но, вообще, этот обычай практиковался не только у древних иудеев, но также и у древних римлян.

К. Юнг и А. Шторфер истолковывали этот обычай как признание преимущественных прав патриарха. Типа, вот, к примеру, женился сын и привёл молодую жену домой, но первые три ночи он к ней не прикасается, предоставляя право дефлорации своему отцу. Ну, или какому-нибудь местному патриарху - вождю, барону, помещику. Очевидно, отсюда пресловутое "право первой ночи". Хотя, надо сказать, некоторые историки сегодня придерживаются мнения, что такого права никогда не существовало.

Здесь следует упомянуть французского миссионера Жозефа-Франсуа Л а ф и т о (1670-1740), который считается
родоначальником сравнительного метода в этнографии. Так вот, этот самый Лафито впервые зафиксировал особый обычай «брачного воздержания», получивший в современной литературе ещё одно название - «ночей Товия», у индейского племени ирокезов. А у ирокезов никаких патриархов не было.

Возвращаясь снова к первой брачной ночи Товии и Сарры, следует отметить, что Сарра считалась одержимой духом нечистым.

Согласно Библии, юноша по имени Товия прибыл в персидский город Экбатаны и остановился в доме израильтянина Рагуила. У Рагуила была дочь Сарра. Семь раз выдавали её замуж и все мужья после первой же брачной ночи умирали. Спутник Товии дал ему совет, не обращать на это внимания и жениться на Сарре, обещая помочь со злобным демоном, который умерщвлял её мужей. Товия согласился.

А надо сказать, что перед тем, как Товия со спутником своим вошли в город, были они у реки. И когда Товия зашёл в воду, некая рыба бросилась на него. Товия испугался и хотел бежать, но спутник посоветовал ему поймать её. После поимки, извлекли они желчь и сердце у пойманной рыбы и когда пришло время Товии возлечь с Саррой, положил он сии внутренности в кадильницу и зажёг её. Три дня и три ночи лежали Товия и Сарра не касаясь друг друга, ибо если бы коснулся юноша юницы, то кончилось бы сие печально. И к исходу третьей ночи отступил злобный Асмодей и уже следующую ночь провели они в объятиях друг друга…

Значит, обычай брачного воздержания имел целью изгнание из невесты некоего злобного духа. Этот дух "владеет" девственницей, но, очевидно, он не может "овладеть" ею при лежащем рядом муже. Дух, по привычке, является ночью, а тут - такой "облом": мужик в постели. Ну и дух, помаявшись три ночи подряд, походив вокруг да около невесты, убирается восвояси.




Мне думается, что обычай «брачного воздержания» связан с тем, что называется параменструум (два дня до начала менструаций и первые два дня этого пе­риода). Мифология индейцев пира-парана рассказы­вает о том, что в период менструаций луна сово­купляется с женщинами… И это, пожалуй, самое интересное.

Я уже многократно говорил о лунной символике быка (см. записи по метке " бык"). Бык в древности воспринимался как Небесный Жених, жаждущий встречи с девственницами. Такая мистическая встреча могла состояться во время менструации, когда вместе с менструальной кровью из девушки выходила душа ("душа - в крови", по верованию древних людей). Именно в этот момент ею могли овладеть потусторонние силы; "рогатый" Жених мог "войти" в неё и "осеменить" её новой жизнью духа.

У дакота слово Wakan помимо значений «духовный», «чудесный» имеет ещё одно: «менст­руальный». Шаманки и знахарки других народов черпают в менструациях колдовскую силу. В За­падной Африке, среди народа догон, бытует миф о том, как одна женщина подобрала юбку матери-земли, запятнанную менструальной кровью, и стала носить, что дало ей огромную власть над мужчинами. Мужчины же установили господство над женщинами, похитив юбку…

Очевидно, «ночи Товии» в некотором смысле можно сравнить со стоянием "хвилософа" Хомы Брута в часовне в течение трёх ночей наедине с панночкой-ведьмой и Вием. Или с поединком Тесея и Минотавра. Так или иначе, мы здесь имеем дело с духовной битвой. Женская сакральность противостоит мужской сакральности, поскольку она имеет "противоположный" заряд. И, если её не подавить, она будет оказывать своё негативное воздействие. Говорят, возле менструирующей женщины умирают пчёлы в ульях. Киснет вино, чахнет пшеница, жухнут травы, чернеют бутоны. Она может сделать зеркало туск­лым и лишить блеска «меч, нож или какое-то другое острое оружие, каким бы сверкающим ни было оно. <.. .> Железо и сталь тотчас ржаве­ют, а равно и медь, распространяя мерзкий, сильный, ядовитый запах...». Плиний Старший в «Естественной истории» так описывает силу женщины в период менструации: «Едва ли мож­но отыскать вещь более ужасную, чем этот по­ток и его течение»…

В Евангелии говорится, что род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом. Собственно, тем и занимались Товия и Сарра на протяжение трёх ночей. Наверно, в этом-то и заключается смысл «брачного воздержания»: сделать "переполюсовку" (или даже "перепрошивку") женской сакральности, подчинив её патриархальным духам.

индейцы, бык, брак, менструация

Previous post Next post
Up