Леопард очень часто сопровождает Богиню. Леопарды оказываются поручами трона восседающей Богини (Чатал Хююк, начало VI тысячелетия до Р. Х.).
Но, спрашивается, почему именно леопарды и другие большие хищные кошки сопровождают главное божество древности - Великую Мать, а не милые домашние кошечки?
Если взглянуть на леопарда во время охоты - жуть пробирает.
Особенно "безумный" взгляд у него во время преследования добычи.
У меня два ответа на этот вопрос.
1. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка изображаются полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности во время ритуального танца. В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно леопарду». Так что, вполне возможно, что в эпоху матриархата имела место быть ритуальная практика оборотничества. Только вместо медведей и волков, как в более поздних мужских воинских братствах (Männerbünde), в женских культах происходило превращение адептов Богини в ягуаров. Вероятно, образ пляшущих людей в шкурах леопарда восходит к архаической символике членов тайного общества «людей-леопардов», которые известны, в частности, у ряда африканских народов.
Можно предполагать, что в эпоху палеолита тоже существовали «люди-леопарды», тем более что имеются соответствующие пещерные рисунки людей-кошек.
Но вообще мы ничего не знаем про «людей-леопардов» Великой Матери и лишь предполагаем возможность их существования. Посему имеется другой ответ на тот же вопрос.
2. Дело в том, что прослеживается чёткая связь леопарда с похоронным ритуалом. В Древнем Египте шкура леопарда служила символом жреца (ведущего ко входу в гробницу). До времён Среднего царства на крышке гроба часто изображалась шкура леопарда; нагробные дощечки показывают, как просветлённый умерший в накидке из шкуры леопарда принимает жертвоприношение. Также погребальные обычаи африканских народов обнаруживают сходство с обычаями древних египтян: жители одного северо-нигерийского племени хоронят своих умерших в леопардовых шкурах; в Лоанго княжеская похоронная повозка обвешивалась шкурами леопарда; у шиллуков умерший правитель украшался только шкурой леопарда.
В данной связи особый интерес представляет тот факт, что леопард приравнивается к тысячеокому Аргусу.
По одному из мифов, Зевс соблазнил жрицу своей жены Геры Ио. Находясь рядом с возлюбленной, Зевс вовремя предугадал появление Геры и превратил Ио в прекрасную белую корову. Гера, почувствовав обман, заставила мужа подарить ей Ио в виде коровы. Сторожить любовницу своего мужа богиня поручила Аргусу. Наличие множества глаз, из которых одна часть спала, а другая - бодрствовала, делало Аргуса идеальным неусыпным сторожем. Великан ответственно подошёл к заданию своей госпожи. Он не спускал с Ио глаз. Днём он выпасал превращённую в корову Ио, а вечером, обвязанную верёвкой, запирал в хлеву. Зевс поручил Гермесу освободить Ио. Сын Зевса, который, в том числе, был божеством снов и сновидений, принял образ странника и прибыл в рощу около Микен, где Аргус в тот момент выпасал Ио. Сначала Гермес целый день безуспешно пытался усыпить Аргуса во время беседы, а также игрой на свирели. После начал «снотворный» рассказ о любви Пана к наяде Сиринге. Как только Аргус, не выдержав повествования, заснул, Гермес убил его, отрезав голову серпом. Таким образом он смог освободить для Зевса Ио, а также получил эпитет «Аргоубийцы» (др.-греч. Ἀργειφόντης).
Этот Аргус напоминает "синего вола, исполненного очей" из песни Бориса Гребенщикова "Город золотой". «Город золотой» хранят необыкновенные стражи - ангелы, точнее говоря, херувимы, которые «исполнены очей». В «Откровении Иоанна Богослова» говорится, что
«Исполненный» в русском языке слово, означающее «полный чего-либо». Получается «исполненный очей» - это «полный глаз», то есть «с большим количеством глаз».
Множество очей - это не уродство, они означают всёвидение.
И вот здесь мы снова возврашаемся к древнеегипетским просветлённым умершим в накидке из шкуры леопарда.
Мёртвые знают больше, чем живые. Поэтому живые вопрошают мёртвых (культ предков и пр.). Парадоксальным образом получается, что умершие - "зрячие", а живые - "слепые". У живых только два глаза, а у мёртвых глаз - не счесть.
Может быть, пятна на шкуре леопарда имели символическое значение глаз? Если это так, то тогда пятнистый леопард символически ничем не отличался от тысячеокого Аргуса и херувимов, "исполненых очей".
Тогда понятен и образ Диониса, восседающего на леопарде.
А в Ветхом Завете часто встречается описывающий Бога эпитет - «восседающий на херувимах».
"Нет сомнений, что культ Диониса был производным от более древнего культа Богини Матери", - верно замечает
maximus101 в своей статье
Леопарды Великой Матери богов.
Он же демонстрирует плохо сохранившуюся фигурку Богини на леопарде из Чатал-Хююка.
"На крупе леопарда видна человеческая рука, вроде бы даже покрытая леопардовыми пятнами. Некий предмет одежды на плечах божества также похож на леопардовую шкуру. В общем, богиня не только сидит на леопарде, но и в каком-то смысле им является", - комментирует изображение
maximus101.
А что, если все эти круглые выемки на теле леопарда и богини являются символическими изображениями глаз и означают всёвидение богини? Богиня всё видит и всё знает.
Кстати, тот же
maximus101 приводит изображение леопардов из этрусской Гробницы Пантер.
Здесь, по-моему, пятна леопардов ещё больше напоминают глаза. Особенно если сравнить два больших глаза фронтально расположенной головы с аналогичными кружочками меньшего размера на той же голове.