В осетинском языке, сохранившем древние арийские корни, слово дон означает воду, а дан - реку. Ко всем названиям рек Осетии прибавляется „дон”: Ар-дон и др. (Исследование Н. Зейфлица. „Сборник сведений о Кавказе”, том ІІ, 1872 г.).
Интересно, а как это соотносится с
племенами богини Дану? Понятно, что эти племена, в конечном итоге, прибыли в Ирландию с территории причерноморских степей, в результате многовековой арийской экспансии. А все главные реки, впадающие с севера в Чёрное море, имеют схожее звучание и написание: Дон и Донец, Днепр, Днестр, Дунай. Везде одна и та же лексема *dn- .
Не являлась ли богиня Дану "речной" богиней? Мы знаем, что у кельтов практическая каждая река находилась под покровительством если не богини, то нимфы. Да и в славянской народной мифологии Волга именуется "матушкой". И хотя ныне Дон звучит "по-мужски", однако в древнегреческом имени Танаис слышится имя Данаид.
Я не знаю, может быть, это чисто случайно, что в названии реки Дон (Танаис) слышатся Данаиды, наполняющие водой бездонную бочку. Но, как отмечал ещё М.И. Ростовцев, на обширных пространствах не только всего Причерноморья, но и Малой Азии и стран Ближнего и Среднего Востока, со времён глубокой древности повсюду был распространён культ «великой богини», игравшей главную роль в религиозных представлениях населявших эти страны народов, у которых этот культ был первоначальным и главным.
И здесь нам никак не обойти стороной богиню
Анат (букв.«источник», богиня источников). Очевидно, армянская
Анаит и карфагенская
Танит являются "местночтимыми" богинями всё той же «Великой Царицы», «Царицы Небесной», плывущей на ладье по небесной реке.
Так что, вполне возможно, что изначально эта река называлась Даной-"матушкой", а Дон-"батюшка" появился позднее, в эпоху патриархата.