Оригинал взят у
maximus101 в
Леопарды Великой Матери богов.
Устойчивая связь Богини Матери с большими кошками, прежде всего с леопардом, появляется видимо в Малой Азии. Уже в Чатал-Хююке (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.) можно видеть все основные сюжеты связанные с этими животными, которые впоследствии будут эксплуатироваться в древнем мире вплоть до христианской эпохи. Здесь впервые появились сдвоенные леопарды, как на фото ниже. Впоследствии леопардов в этой сцене стали заменять на львов, но суть от этого практически не менялась, это всё так же был символ Богини Матери. В культе Бога Сына - Диониса, заменившего во многом почитание Великой Матери, всё так же продолжался использоваться образ древнего леопарда. Хотя сама Мать Богов в античное время уже стала предпочитать львов.
Леопарды из Чатал-Хююка (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.). Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Тот же леопард крупным планом.
Дионис на леопарде.
Две плохо сохранившиеся фигурки из Чатал-Хююка с богиней, сидящей на леопарде, демонстрируют нам невероятную древность этого образа (ему 8 тыс. лет).
Богиня сидит на леопарде по-дамски, две её ноги хорошо видны. Так же ездили на больших кошках - Дионис (фото выше) и богиня Рея, мать Зевса.
Это фигурка из музея Пловдива. Богиня Мать из Калояново, она имеет характерные "леопардовые" пятна в нижней части тела.
Больше всех продвинулись в почитании леопардов этруски. Будучи выходцами из Малой Азии, они принесли в Италию представления о Дионисе, Великой Матери богов и их священных животных.
Уже в древнейшей Гробнице Пантер, VII в. до н.э. из Тарквинии мы видим изображения леопардов, причём одних только леопардов, больше в склепе других изображений нет вообще. Впоследствии, этрусские гробницы стали расписываться богаче, и символ Диониса стал менее заметен на общем фоне. На стене Гробницы Пантер кроме двух леопардов есть ещё изображение самого Диониса, вернее одной его головы, из которой видимо сделали чашу для питья. Как-либо иначе трактовать этот рисунок я затрудняюсь. Из греческих мифов хорошо известно, что Диониса разорвали на части, в том числе отделили и его голову. Голова Диониса здесь, это само собой голова еще одного леопарда.
Гробница Пантер, VII в. до н.э.
Интересны кружки на шкурах зверей из Гробницы Пантер, они почти идентичны артефактам из хаттско-хеттского Каниша.
Леопарды из более поздней Гробницы Леопардов (480-450 гг. до н.э.) Выглядят они уже более реалистично. Деревце в центре это в сущности всё та же Богиня Мать.
Общий вид Гробницы Леопардов.
Ниже, Гробница Львиц из тех же Тарквиний, VI века до н. э. Своей пятнистостью эти львицы напоминают всё тех же леопардов, но в целом, можно констатировать, что с периода классический античности львов на подобных изображениях становится явно больше. Здешние львицы интересны своей яркой антропоморфной половой принадлежностью, их изобразили с явными женскими вторичными половыми признаками. Что полностью соответствует представлениям о том, что лев, а ранее леопард, это животные Матери Богов. В хеттских текстах львы и леопарды зачастую имели подчёркнутую женскую роль.
В нижнем ярусе под львицами на стене склепа изображён огромный сосуд с вином. Вся композиция росписи, включая музыкантов и плясуний, должна символизировать бога Диониса и его Великую Мать, которые дарили бессмертие своим последователям. Здесь можно вспомнить моё недавнее фото из поста о некрополе малоазийского Термессоса, где лев и леопард также пытаются прильнуть к источнику бессмертной жизни.
Лев и леопард из Термессоса.
Лев и пантера из Гробницы цветка лотоса, VI век до н.э. Исходя из общего контекста и внешнего вида этого цветка, наверно нужно думать, что священные звери здесь окружают некую часть женской анатомии.
Лев и пантера из этрусской Гробницы Жонглеров, VI век. до н.э.