Перун (2).

Oct 24, 2019 22:52

maximus101 в своей статье " О женской сущности Перуна и Одина" сообщает довольно интересные подробности о "трансформации" изначально женского образа этого божества в более поздний мужской.

"На Балканах можно встретить такие женские имена как Перуна, Паруна, с ласкательными вариантами: Перунка, Перуника. Также Перунига, Перуница (Пера). Они упоминаются в народных песнях сербов и болгар:

"Перуниче, девойче!
Не стой, Перо, на брего!"
"Оj девоjко, бела Перунико!"

В христианской традиции Перун и Один продолжали жить в облике Св. Ильи Пророка и Св. Георгия. Но у бога громовержца было и христианское женское лицо - это Мария Огненная, Мария Громница (болг. Марина Огнена, Опалена Мария, словен. Marija Ognjenica и Marija Glavnjenica от glavnja «головня»). В сербской народной песне указывается, что при дележе неба взяли: Святой Илья - «гром небесный», а Мария - «молнию и стрелы»."

Далее - из Википедии: "Имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают с названием возвышенности - готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata- «гора». Это позволяет исследователям реконструировать связь индоевропейского Громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молния."
А теперь снова от maximus101'а: "В хеттских текстах скала perunas имеет женский пол, она порождает каменного великана Улликкуми. Здесь можно увидеть соответствие скандинавской Фьёргун (Fjörgvin, Скала) - матери бога Тора и индуистской богине Парвати ( pārvatī «горная, гора»), жене Шивы. С термином perunas сопоставляется имя хеттского бога Пирвы (Pirua, Perua), которое также может иметь значение скала, гора, здесь опять же санкскр. Парвати (pārva-tī) очень близкое этимологически к имени бога Пирвы.

Пирва считается божеством лошадей, тем самым он похож на переднеазиатских богинь, которые также покровительствовали коням - хурритской Шавушке, аккадской Иштар и эламской Пиринкир (Pirinkir), чьё имя звучит несколько подозрительно в контексте терминов pirua и perunas. Создаётся впечатление, что Пирва мог быть хеттским вариантом богини Иштар. Это очень популярное в Передней Азии божество имело как женскую, так и мужскую сущность. И именно Иштар чаще всего изображалась верхом на коне".



Ханаанский вариант богини Иштар верхом на лошади, XIII в. до н.э.

"Царица Небесная" Иштар (шумерская Инанна) - богиня плотской любви, бури, дождя и войны, также осуществляла связь с подземным миром, она могла спускаться в преисподнюю и возвращаться назад. Известны клинописные тексты, в которых Иштар похваляется тем, что может выпустить мёртвых из подземного мира, в сущности воскресить их. Сама Иштар погибает в преисподней, её тело вешают на крюк, но потом воскресает и отправляется обратно к себе на небо (Иштар - богиня небосвода и планеты Венера). В скандинавских сагах Один до мелочей повторяет действия Иштар. Один имеет связь с загробным миром, он воскрешает павших воинов, также он приносит самого себя в жертву и девять дней висит на копье, пригвождённый к дереву Иггдрасиль. Один, как и Иштар, имеет связь с лошадьми - во всех ранних культурах конь, это проводник в мир мёртвых".





Инанна держит в руках пучки молний. Аккадская цилиндрическая печать 2334-2154 гг. до н.э.

И в конце своей статьи maximus101 говорит о "выделении" и обособлении мужского начала из женского божества на примере "фракийского всадника", которого он отождествляет с Геросом, фракийским Аресом. "Видимо Герос, также как древние переднеазиатские богини-наездницы, был двуполым, рядом с ним часто изображалась женщина, причём тоже в компании лошадей. В этой женщине можно различить иконографию кельтской богини коней Эпоны. Хотя этимология слова Герос свидетельствует о том, что женским вариантом фракийского всадника должна быть известная богиня Гера. Соединять в одном облике мужское и женское лицо божества в начале н.э. было уже не принято (подобно ранним изображениям Иштар), поэтому божественные сущности располагались раздельно, но рядом друг с другом, как на своеобразных языческих иконах южной Европы времён Римской империи".



Фракийский всадник и женское божество, I-II вв.

Так что, вполне может быть, что прежде нежели Перун был, Перуница бытовала.


Перун, языкознание, мифология

Previous post Next post
Up