Довольно-таки интересное явление - мужские "роды" (в научной терминологии -
кувада), то есть обрядовая имитация родов мужем роженицы.
В Википедии, в соответствующей статье, говорится, что "во Франции, в Беарни, рядом с рожающей женщиной клали одежду мужа, чтобы ему передавалась вся боль при деторождении".
Это наводит на мысль о женской магии, которой, очевидно, владели раньше бабки - повитухи.
Дело в том, что, по описаниям этнографов, муж роженицы частенько испытывал настоящие физические боли и испытывал родовые муки помимо своей воли. Так, по свидетельству из Ярославской губ. «при помощи колдовства можно „завенчать“ родовую болезнь, то есть сделать так, чтобы при родах мучился муж, а не жена»[1]. В Новгородской губ. полагали, что «колдуны всегда могут сделать, чтобы во время родов мучился муж, а не жена»[2]. По сообщению В. Н. Добровольского на смоленском русско-белорусском пограничье «муки родов навязываются мужчине невольно вследствие чар колдуньи-бабки»[3], при этом муж, по красочному описанию одного информанта, «бледнел как полотно и чернел как чугун»[4].
Нетрудно заметить, что внутренние свидетельства указывают на альтернативный характер связи между мужскими и женскими страданиями - если муж мучается, то жена в этом случае «ходит как ни в чём не бывало», -
пишет Д. А. Баранов. По весьма любопытному свидетельству из Орловской губ. «некоторым мужьям повитухи надевают поверх мужской одежды женскую и на голову платок»[5].
Д. А. Баранов замечает одну существенную вещь: "Мужские страдания во время родов указывают на существование невидимой, внепространственной связи между мужчиной с одной стороны, и его женой и новорожденным, с другой". Как тут не вспомнить знаменитое библейское "... посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть." Физические страдания мужа во время родов жены как раз и свидетельствуют, что они стали "одной плотью". При этом отождествление может заходить так далеко, что у мужчины происходит физиологическая "перестройка" его организма. Речь идёт о так называемых мужских «менструациях», то есть менструациях, передаваемых женщинами с помощью ритуальных действий мужчинам. Подробное описание мужских менструаций у соседей русских - карел и финнов сделано L. Stark-Arola: как правило, чтобы передать менструацию мужу, женщина ударяет его своей юбкой «and from that time on the man will menstruate for the rest of his life»[6].
В данном контексте любопытно взглянуть на мужчин эпохи "развитого матриархата", то есть мужчин минойского Крита.
Женственность их телосложения не вызывает никакого сомнения. У нас нет никаких свидетельств, но, наверно, эти мужчины, в своё время, тоже испытывали родовые муки, и в этих муках "перерождались" - сначала психически, а затем и физиологически.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1▲ Ушаков Д. Сведения о некоторых поверьях и обычаях в Ростовском уезде Ярославской губернии, извлеченные из «Словаря ростовского говора» В. Высоцкого // ЭО, 1904, № 2. С. 163.
2▲ АРЭМ, ф.7, оп.1, д.781, л.6.
3▲ Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. Ч. 2. 1894. С.371.
4▲ Там же. С.370.
5▲ АРЭМ. Ф.7, оп.1, д.1078, л.32.
6▲ Stark-Arola L. Magic, Body and Social Order. Helsinki, 1998. P. 248.