Герда Лернер (из
интервью с психологом Джеффри Мишлав, 1994г.) утверждает, что "первыми рабами каждой цивилизации, о которой мы знаем, были женщины и дети".
"Порабощение мужчин и женщин стало возможным в результате земледельческой революции. Вы не в состоянии держать рабов до тех пор, пока у вас не будет достаточного количества продуктов питания для поддержки дополнительного населения. Но с Бронзовым веком и плуговым земледелием произошло увеличение сельскохозяйственной продукции, которое сделало возможным накопить достаточно излишков, для того чтобы оставлять военнопленных живыми".
"Они [мужчины-поработители] знали, благодаря предыдущим брачным договорённостям, благодаря экзогамии - обычаю жениться на женщинах не из своего племени - что можно привести женщин в своё племя, жениться на них, сделать их беременными и они станут частью твоего племени. И таким образом, они испробовали этот обычай на завоёванных женщинах и только спустя десятилетия, а в некоторых случаях возможно спустя столетия проделывания этого с женщинами, они поняли, как поработить мужчин. Это очень важный факт, поскольку он демонстрирует близкую связь с подавлением женщин, подчинением женщин и иерархией с одной стороны и подчинением людей других племён и других рас с другой стороны. Таким образом, расизм и сексизм очень взаимосвязаны. А если вы вспомните, что первыми классовыми различиями были различия между теми, кто имел рабов и между теми, кто не имел, тогда вы поймёте, что класс, раса и пол с самого начала были тесно связаны".
"Бронзовый век с одной стороны имел эффект производства сельскохозяйственных излишков, а с другой стороны, эффект чрезвычайной интенсификации военных столкновений. Это был огромный технологический прорыв с точки зрения легкости, с которой можно было покорить других людей. Таким образом, люди в тех регионах, жили в те времена, жили после, в очень нестабильной ситуации и для женщин, если они хотели приобрести защиту для себя и своих детей, было выгодно вверить себя мужчине, который пообещал им эту защиту. И в сущности это стало первоначальным основанием патриархата".
"И само формирование государства было произведено так, чтобы укрепить патриархат, поскольку короли, которые создали эти государства, начинали как захватчики. У них не было права. И дабы укрепить себя, они использовали военных товарищей, помощников и других, поскольку они рядом сражались, мужчин, которые сражались рядом и таким образом стали людьми короля. Способом, которым король держал их при себе, было наделение их землёй и богатством, богатством в форме пленных женщин, таким образом, это именно то время, когда гарем стал признаком могущества. Чем богаче король, тем больше жён он имеет и тем он сильнее. Только богатые могут позволить себе большое количество женщин в своих хозяйствах и т.п. Поэтому есть взаимодействие между формированием государства и укреплением патриархальных отношений".
Перевод: Виктория Барк.
Источник.
В принципе, о том же говорит (хотя и другими словами) Александр Дугин в своём цикле лекций "Социология гендера": "Архаическое общество отличается самым главным признаком - отсутствием социальной стратификации. Но отсутствие социальной стратификации, в свою очередь, будучи объяснённым с точки зрения социологии гендера, есть отсутствие гендерной дифференциации до такой степени, чтобы создать между ними однозначно неравновесные иерархические отношения. Эти вещи находятся между собой в самой абсолютной прямой связи. Вот это один из самых главных принципов социологии гендера, что в обществе, где нет чётко выраженной социальной стратификации, - нет "верхних" страт и нет "нижних" страт, - в этих же обществах нет чёткой и однозначной гендерной иерархии, то есть мужчин - над женщинами, или женщин - над мужчинами. Если мы имеем дело с архаическим обществом без социальной стратификации, значит в таком обществе не будет и иерархизации гендера. Эти вещи связаны между собой абсолютным образом".
Вопрос лишь в том, чтобы решить, что было раньше - курица или яйцо. Гендерная дифференциация стала причиной социальной стратификации, или, наоборот, социальная стратификация привела к гендерной дифференциации. Очевидно, Герда Лернер, как и все марксисты, придерживается примата социальной стратификации: сначала произошла земледельческая революция, затем появились излишки сельскохозяйственного производства, и потом уже установился рабовладельческий строй. Но, как справедливо замечает Дугин, гаремные отношения могли существовать и задолго до земледельческой революции. Существуют же в наше время т. наз. "альфонсы", которые, пользуясь своей мужской сексапильностью, живут за счёт женщин. Они же могли существовать и в каменном веке. Одна женщина занимается собирательством - хорошо, а две - лучше, три - ещё лучше... Эти отношения ещё нельзя назвать "патриархальными", поскольку здесь всё полюбовно и никто никого не держит: хочешь со мною жить - тогда корми меня, не хочешь - уходи. Но здесь - в "патриархате до патриархата" - заметна главная уязвимость матриархата: женская склонность к обожанию (и даже к обожествлению) мужского начала.
Очевидно, культ фаллоса - всецело творение женских рук.
К тому же, это так свойственно женской природе - "отдаваться" мужчине в сексуальном плане, становиться "сексуальной рабыней". Ну, а от сексуального рабства до реального рабства - всего лишь один шаг.
Наверно, именно из-за этого в самых древнейших обществах существовали богини - девы, в смысле девственницы, вокруг которых собирались конгрегации безбрачных служительниц. На этих первобытных "монашках" и держалось всё здание матриархата. Перефразируя слова христианского Откровения, это были 144 000 избранных, которые не поклонились Зверю.
Значит, можно предполагать, что переворот сначала произошёл в духовной сфере, а потом уже, как следствие этого переворота, появился культ фаллоса и установились патриархальные отношения. Эти же отношения, в свою очередь, привели к земледельческой революции, появлению рабства и государства.