О бразильском карнавале.

Aug 04, 2019 20:38

Александр Дугин в своём цикле лекций "Социология гендера" говорит, что в Бразилии долгое время нельзя было встретить женщин на городских улицах. Такие там были консервативные порядки. Кондовый патриархат: мужчины распоряжались бюджетом семьи, ведали всеми её внутренними и внешними функциями; отец следил за поведением жены и дочерей; если семья была достаточно обеспеченная, то женщинам запрещалось работать вне дома; мир хозяйки семьи ограничивался кухней и детской.

То есть женщина не появлялись на улице. Женщина, вышедшая на улицу, переставала быть "хорошей" невестой; она считалась "уличной" женщиной, потому что представляла свою женскую натуру на всеобщее обозрение.

Ещё раньше это было и в средневековой Европе, когда гусары бросали в окна жаркие взгляды и цветочки, а из окон падали платочки, менестрели пели под окнами свои серенады, - вокруг окна строилась вся система ухаживаний. Вот это, - говорит Дугин, - "цивилизация окон": максимум, куда невеста может дойти, это до собственного окна; дальше - это уже не невеста, а это некое бракованное существо, которое ходит по улице [1].

В европейских колониальных обществах такие консервативно-патриархальные порядки сохранялись вплоть до XlX века.

Слушая Дугина, я вспомнил про знаменитые бразильские карнавалы. Почему бразильский карнавал в XlX веке набрал такую силу и достиг практически всех уголков Бразилии? Год за годом становились всё богаче танцы и песни, пока всё это не превратилось в аналог греко-римских вакханалий.

Причём, с первого взгляда видно, что в центре бразильского карнавала находится женщина. И не просто женщина, а максимально раскрепощённая женщина.



Молодые бразильянки умудряются решить "квадратуру круга": как нацепить на себя максимум всякой одежды и при этом дефилировать "в чём мать родила".

Этот четырёхдневный апофеоз женственности не потому ли набрал такую силу в Бразилии, что в ней вплоть до конца XlX века сохранялись консервативно-патриархальные порядки? И можно быть твёрдо уверенным, что в древней Греции культ Диониса расцвёл по той же причине. В Бразилии - всплеск карнавального безумия, в древней Греции - всплеск безумия одержимых Дионисом менад.



Очевидно, чем сильнее патриархальное давление на женщину - "пружину", тем выше она подпрыгивает при ослаблении давления.

------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Кстати, в современной исламской культуре такие порядки сохранились по сей день. На сайте islam.ru пишут, что "ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама (близкого родственника)"; женщинам "нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта... Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается".

ислам, культурология, карнавал

Previous post Next post
Up