В продолжение предыдущей записи "
Женщины - суфии".
Говорят, что по химическому составу алмаз то же самое, уголь или графит; при сильном нагревании алмаз сгорает, как уголь. Разница, однако, есть: атомы углерода сложены в угле, графите и алмазе по-разному. Именно благодаря этому различию алмаз - твердейший из материалов. Кристаллическая решётка алмаза напоминает пчелиные соты улья.
А это - макромолекула угля.
Как видим, в угле "соты" не собраны в кристаллическую решётку, похожую на "улей"; оттого и нет в нём той прочности, что в алмазе.
Говорят также, что алмазы формируются в вулканических жерлах. "Кимберлитовые трубки", где добываются алмазы, это жерла потухших вулканов.
Когда-то, давным-давно, много сотен миллионов лет назад, здесь был огнедышащий вулкан, и в его жерле, под колоссальным давлением и при огромной температуре, то есть буквально в адских условиях, сформировались алмазы. Если б не было этих "адских условий", не было бы и алмазов.
Однажды Рабию спросили, любит ли она Бога. Она ответила, что любит. Затем спросили, порицает ли она шайтана. Она ответила: «Нет. Любовь к Богу не оставила никакого места в моём сердце для порицания шайтана».
Может быть Рабия понимала, что без шайтана не было бы "адских условий" в её жизни, а без этих "адских условий" не сформировался бы божественный алмаз её души?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим её жизнь, насколько это возможно.
Рабиа аль-Адавия
Рабиа аль-Адавия аль-Басри́ (араб. رابعة العدوية القيسية; 717, Басра - 801, Елеонская гора) - родилась в бедной семье в городе Басре. О родителях не сохранилось исторических сведений. Скорее всего, они умерли, когда она ещё была маленькой девочкой. Тот факт, что Рабию не называли по имени отца, как это принято для незамужних женщин в Исламе, возможно свидетельствует о том, что она была рабыней. По некоторым источникам, рано оставшись сиротой, она была продана разбойниками в рабство. Однажды очередной из её хозяев настолько тронут её преданностью и молитвам Богу, что отпустил её на волю.
Освободившись от рабства, Рабия стала полностью самостоятельной женщиной, освобождённой от опеки любых родственников-мужчин. Она встала на путь суфия - духовного искателя и прославилась своим аскетизмом и великой мудростью. Семь лет она провела в пустыне.
Путь ее через пустыню лежал в Мекку, и до этой святыни она добиралась несколько лет. Даже когда ее покидали силы, она продолжала движение, передвигаясь на коленях и просто ползком. Ее волю к жизни поддерживала только любовь к Всевышнему, и она непрерывно устремлялась к Нему в своих помыслах и молитвах.
По возвращении, Рабия стала известна как одна из величайших исламских аскетов, отказавшись от брака и умышленно живя в бедности. Рабия начала поститься. Неделю она не вкушала пищи. На восьмой день ее нафс начал жаловаться ей:
- Сколько еще будешь ты мучить меня? Достаточно уж ты попостилась.
Рабия ещё не успела ответить, как в дверь постучали. Она открыла. Женщина принесла ей корзинку со снедью как подношение. Рабия приняла её подношение, посчитав это за знамение Божие. Она вышла за свечой, а когда вернулась, оказалось, что кошка полакомилась принесённой снедью. Примирившись с утратой снеди, она решила попить воды, тем самым смягчив свой строгий пост, как она делала в предыдущие вечера, и повернулась, чтобы взять кувшин. В это мгновение свеча потухла. В темноте Рабия взяла кувшин, но тут ручка у кувшина отвалилась и вода разлилась. Со вздохом Рабия воззвала к Господу:
- О Господи, почему Ты так поступаешь со мною?
- Если тебе угодно, все мирские блага прольются на тебя, - раздался голос. - Однако взамен этого твой любовный недуг к Нам покинет твоё сердце. Любовный недуг и мирское процветание не могут соседствовать в одном сердце. У тебя есть цель, и у Нас она есть. Наша цель и твоя не способны объединиться в одном сердце.
Услышав это, Рабия ожесточила своё сердце против мирского и поклялась никогда более не жаловаться на своё положение.
Рабиа, как и Сапфо, всегда была поэтом одной темы - темы Любви. Она могла бы повторить знаменитую эпиталамию гречанки:
Выше стропила, плотники!
Возлюбленный мой в горницу входит.
Входит, подобный Арею,
Ростом всех рослых он выше...
Но единственным Возлюбленным в жизни Рабии был не человекоподобный сын языческого Зевса, а Всевышний Бог. И Рабиа выступает с призывом отказываться от всего, что может отвлечь человека от созерцания Всевышнего и от общения с Ним.
"О, дети Адама, нет переходных стадий между оком и Богом и нет доступа к Нему посредством языка".
Прижизненная слава Рабии была велика. Её признавали святой. В своём общении с верующими она эффективно использовала дар целителя, которым она по воле Всевышнего обладала, и память о ней отразилась в суфийских легендах. Под её посмертным влиянием находились и многие великие суфийские Учителя - Абу Йазид ал-Бистами (Баязид Бистами), создатель «учения об опьянении» любовью к Всевышнему, суфийский мученик ал-Халладж, великий арабский поэт-суфий ал-Фарид, великий шейх Ибн Араби и многие другие, отразившие её идеи в своих учениях. Сама Рабиа стала воплощением идеи, объединяющей все суфийские братства, потому что при всех противоречиях, сотрясавших эти общины, все они, без исключения, были едины в её оценке, видя в ней пример праведности и искренности в служении Всевышнему и безграничной любви к Нему.
Рабия - живое утешение всем тем, кто не достиг "успеха" в этой жизни, кто беден и одинок, у кого нет ни жены, ни детей... Мир таких людей считает "лузерами", но для Бога они - бесценные "алмазы", ибо прошли через горнило испытаний и стаданий. А житейский "успех" - это "уголь" в глазах Бога.