К вопросу о происхождении письменности.

May 25, 2018 15:07

Нина Пузанова пишет об удмуртских знаках собственности - «пусах»:

«...В музеях Удмуртии на некоторых экспонатах можно увидеть своеобразные знак, метку, клеймо - родовой знак владельца данной вещи или мастера, изготовившего ее. У удмуртов он называется «пус». Традиция ставить такие родовые знаки существовала почти у всех древних народов, но мало кто сохранил их образцы до сегодняшнего дня. Удмуртам это удалось.

...С веками воршудные знаки распространялись. Известен случай, когда удмурты Глазовского уезда, занимавшиеся торговым извозом, приехали в удмуртскую деревню Самарской губернии и, сличив воршудные пусы, определили родство, хотя самарские старики давно забыли, откуда переселились их предки и когда это было. К счастью, удмурты сохранили образцы традиционных для предков знаков, которые многое могут рассказать об истории этого древнего народа».

Далее Нина Пузанова сообщает в своей статье "Автограф предков - оберег для потомков":

"Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Этот знак вначале, в период матриархата, был материнским, а потом стал передаваться в роду от отца к старшему сыну, а младшим он доставался в несколько изменённом виде. Как считает доктор искусствоведения Константин Климов, удмуртский пус - это и личная печать человека, и знак родовой принадлежности, и знак собственности, и своеобразный оберег.
- Помню, после бури зайдёшь в лес, а все поваленные деревья помечены зарубками, значит, крестьяне, которым беспрепятственно разрешалось пользоваться буреломом, уже побывали здесь и поставили свои метки - пусы, - рассказывает народный художник Удмуртии Семен Виноградов. - Пус - знак собственности. Следовательно, помеченное дерево никто уже не возьмет. Обычай ставить родовой знак исчез после Второй мировой войны, когда почти все мужчины погибли, а именно они имели право на этот автограф. Молодые теперь и не знают, как выглядит их семейная подпись".

immarifa в Удмуртский родовой знак - ПУС, со ссылкой на Степана Плотникова https://vk.com/stepanagai, выложил(а) изображение этих родовых знаков.


Пус до сих пор можно увидеть на тканых полотенцах, в вышивках на национальной одежде. Он может быть графическим, живописным, объемным и вписан в орнамент ковра, домашней утвари, изображен на воротах, на доме.
История удмуртских пусов хорошо исследована еще дореволюционными этнографами. Так, Михаил Худяков, например, считал, что пусы - дошедшие до нас остатки древней письменности. В переведенном им на русский язык удмуртском эпосе «Священная книга» читаем: «Сделав книгу из бересты, / старцы в книге начертали... / пусами молитв порядок, / и суда, и всех обрядов. / Книгу эту поместили / у ватка, в земле удмуртов, / и хранить ее велели / старцу древнему - восясю». О существовании такой древней книги с записью религиозных текстов говорится во многих легендах. Упоминается и место, где книга была сожжена главным жрецом-хранителем, чтобы она не попала в руки врагов, - в лесах нынешнего Глазовского района на месте древних молений".

Лично мне эти "остатки древней письменности" напомнили древнеславянские "черты и резы", о которых упоминал черноризец Храбр. Да и на скандинавские руны они тоже похожи. Но можно пойти ещё дальше и обнаружить сходство с иероглифическим письмом древних египтян. А что, если и вообще вся письменность произошла от этих родовых знаков эпохи матриархата? Где-то я уже давно читал (кажется, у Кифишина), что самый древнейший праязык имел 72 корневых лексемы, а тут говорится, что все удмуртские роды-воршуды имели имена, которых известно около 70. Так может быть и у других племён-народов всё развивалось по той же схеме?

Кстати, эти удмуртские родовые знаки имеют некоторое сходство и с тифинаг - реликтовым письмом Африки, древнейшим из сохранившихся. Тифинаг - один из центральных элементов необычайно мощно законсервированной из-за труднейших условий существования в Сахаре культурной традиции. Считается, что тифинагом лучше владели женщины, более ревниво сохраняющие обычаи предков. Туареги использовали своё древнее письмо для интимного общения, когда один партнёр проводил пальцем по ладони другого, повторяя знаки тифинага. Такой своеобразный письменный диалог назывался «языком пальцев»; он относится к тайным коммуникациям. Если собеседники понимали друг друга, то пожимали руку. (Похожий «язык пальцев» был знаком друидам, создавшим ирландский огам).

берберы, удмурты, языкознание

Previous post Next post
Up