Автор Дмитрий Антонов
Источник -
Иконографический беспредел.
В XII веке парижский богослов Петр Коместор, размышляя о грехопадении первых людей, написал, что в Эдеме Адама и Еву искусил не обычный змей, а прямоходящая рептилия с лицом Евы. Именно так сатана обманул прародительницу: увидев свою копию, она поверила её совету и съела запретный плод с древа познания добра и зла. Вероятно, Коместора вдохновили популярные во Франции изображения сирен - полуженщин-полурыб с хвостами, похожими на змеиные. Вскоре по всей Европе (а с XVI века и в России) распространились миниатюры, гравюры и картины с фигурой полуженщины-полузмеи на эдемском древе. Иногда художники изображали змея с женской головой и причёской, а иногда, наоборот, женщину, нагую или одетую, со змеиным хвостом. У таких гибридов бывали крылья, человеческие руки или лапы как у ящерицы. А их причёски и головные уборы отражали моду разных стран: женскую голову дракона иногда венчают стильные средневековые шляпки, высокие или широкополые, с вуалью и другими украшениями.
Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis» («Зеркало человеческого спасения»). Германия, 1325-1375 годы. The British Library.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тут мне вспоминается один давний разговор с приятелем, который заметил, между прочим, что в русском языке слова "змея", "сатана" и "денница" - женского рода.
Эта тема, конечно, многогранна и неоднозначна; истоки данного образа гораздо шире и глубже тех, что упомянуты в заметке Дмитрия Антонова; чтобы прикоснуться к этим истокам, надо провести много времени в культурологических "раскопках"; увы, времени на это сейчас нет.