Змей с женским лицом.

Apr 25, 2018 23:15

Автор Дмитрий Антонов
Источник - Иконографический беспредел.

В XII веке парижский богослов Петр Коместор, размышляя о грехопадении первых людей, написал, что в Эдеме Адама и Еву искусил не обычный змей, а прямоходящая рептилия с лицом Евы. Именно так сатана обманул прароди­тель­ницу: увидев свою копию, она поверила её совету и съела запретный плод с древа познания добра и зла. Вероятно, Коместора вдохновили популярные во Франции изображения сирен - полуженщин-полурыб с хвостами, похо­жими на змеиные. Вскоре по всей Европе (а с XVI века и в России) распростра­нились миниатюры, гравюры и картины с фигурой полуженщины-полузмеи на эдемском древе. Иногда художники изображали змея с женской головой и причёской, а иногда, наоборот, женщину, нагую или одетую, со змеиным хвостом. У таких гибридов бывали крылья, человеческие руки или лапы как у ящерицы. А их причёски и головные уборы отражали моду разных стран: женскую голову дракона иногда венчают стильные средневековые шляпки, высокие или широкополые, с вуалью и другими украшениями.



Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis» («Зер­кало человеческого спасения»). Германия, 1325-1375 годы. The British Library.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тут мне вспоминается один давний разговор с приятелем, который заметил, между прочим, что в русском языке слова "змея", "сатана" и "денница" - женского рода.

Эта тема, конечно, многогранна и неоднозначна; истоки данного образа гораздо шире и глубже тех, что упомянуты в заметке Дмитрия Антонова; чтобы прикоснуться к этим истокам, надо провести много времени в культурологических "раскопках"; увы, времени на это сейчас нет.

змеи, символика

Previous post Next post
Up