Оригинал взят у
mazayka_urza в
Женские божества государства Урарту.
Бронзовая статуэтка богини Арубани,
обнаруженная при раскопке урартского города-крепости Тайшебаини,
7-6 вв. до н.э.
О религии древнего государства Урарту (также известного как Ванское царство, Арарат), располагавшегося на территории Армянского нагорья, говорится мало, и это, на мой взгляд, большое упущение, ведь некогда оно играло ведущую роль среди народов Передней Азии. Одна из причин, конечно, небольшое количество источников по этой тематике. Но они есть, и потому полному забвению религиозные воззрения предков современных армян не подверглись.
Были у них свои великие божества - Верховный бог Халди, имевший чисто урартское происхождение; бог грозы Тейшеба, близкий малоазийскому богу Тешебу, бог солнца Шивини, чьим атрибутом был солнечный диск с крыльями, который вёл происхождение от месопотамского Шамаша.
И были, конечно же, Великие богини. Вот о них и поговорим.
Верховной богиней Урарту была Арубаини, супруга бога Халди, которую также называют Багбарту (это другое написание её имени). Высказано предположение (Грантовский Э.А.), что она имеет иранское происхождение и восходит к Бага-Мазда.
В Мусасире некогда существовал храм бога Халди, где его вместе с супругой чтили особо.
Сама Арубаини была довольно типичной богиней плодородия, которой жертвовали корову и овцу.
С этой богиней связывают храмовых оракулов Мусасира. Согласно табличке, хранящейся в Лувре, в городе хранилось золотое кольцо с печатью, которое подтверждало решение Багбарту (Арубаини).
Серебряная подвеска, Топрах-кале.
Богиня Арубаини перед троном супруга Халди.
Сведения об этой богине почерпнуты из ассирийских источников, в урартских памятниках о ней нет даже и упоминания. Меликишвили Г.А. считал её древнейшим божеством Мусасира, а после того, как он был присоединён к Урарту, Арубаини стала супругой Халди.
Золотой амулет-подвеска, с изображением Арубаини на троне, перед ней адорантка
(возможно, урартская царица, молится перед статуей Арубаини), Топарх-Кале, 7 в.
Её часто изображали сидящей на троне, в богатых одеяниях. Иногда с ней (или её жрицами) изображали козу, которая была древнейшим символом женских богов плодородия.
Второй по влиянию среди урартского пантеона богиней считалась супруга Тейшеба - богиня Хуба. Её имя, как и имя её супруга, уводит её происхождение в хурритский пантеон, к богине Хебат.
Предполагают, что её изображения в урартском искусстве близки к изображениям хурритской Хебат, которую изображали без особых атрибутов в позе адорации с поднятыми в верх руками. Её символом и жертвенным животным так же, как у Арубаини был козёл.
Не больше нам известно о третьей богине, супруге солнечного бога Шивини - Тушпуеа. Название города Тушпа, столицы Урарту и главного центра поклонения Шивини, связывают с именем этой богини. Говоря об этой божественной паре, выдвигают предположение о том, что некогда с их именами связывалась какая-то церемония или обряд, в которой были задействованы большие бронзовые котлы. И изображённые на таких котлах антропоморфные существа, которыми украшали ручки, могут быть бог Шивини и богиня Тушпуеа.
Бронзовый урартский котёл с изображением Шивини и Тушпуеа,
Музей анатолийских цивилизаций, Анкара
Ей приписывают крылатый облик, поскольку символом Шивини был солнечный диск с крыльями.
Украшение с урартских котлов, предположительно богиня Тушпуеа, Археологический музей Стамбула.
В перечне богов в "Мхер-Капуси" есть ещё два имени женских божеств - Сарди и Цинуарди. Эти имена похожи, и потому их функции могли быть взаимосвязаны. Например, богиню Цинуарди, Меликишвили связывает с ассирийской Иштар. А Сарди могла быть божеством звезды или планеты Венера, которую также олицетворяла Иштар. Сарди была связана с богом луны Шеларди, соответствующему ассирийскому лунному божеству Сину. Как доказательство этого, приводятся амулеты с молитвами в форме лунницы, среди символов которого различаются лунный серп и т.н. "Звезда Иштар", типичный символ планеты Венеры в ближневосточном регионе.
Обзор получился коротким, но мере обработки и накопления материала, я планирую его дополнять.