Богиня на льве из Фракии.

Feb 11, 2018 13:06

Оригинал взят у mazayka_urza в Богиня на льве из Фракии.



В 1898 году в области Найени (Румыния) двое детей нашли статуэтку из бронзы, на которой изображена неизвестная богиня, восседающая на льве, обнимающая одной рукой человека, возможно, слугу (существовал, предположительно, и второй спутник).

Богиню окрестили "Анаитис" . Анаитис - это одно из имён иранской богини Ардвисуры Анахиты. Имя это популисткое, конечно же, богине дали из-за льва, а также потому, что статуэтку почему-то приписали скифам. Скифы в районе Дуная, конечно, присутствовали. Но как верно то, что  Анаитис не единственная, да и не самая известная богиня, которая восседала на льве, так же правда и в том, что скульптурную группу только на этом основании не стоит приписывать скифам.


Но если не Анахита и не скифы, то кем может быть эта величественная львиная всадница?
В окрестностях Найнии существуют несколько археологических памятников, относящихся к культуре бронзового века Монтеору, которая в свою очередь развилась на базе Коцофенской культуры (у нас известна, как усатовская), то есть на базе доиндоевропейских культур Европы - Чернаводы и Трипольской, с сильным влиянием степной ямной. М.Гимбутас рассматривала её как предковую для греков и фригийцев (Л.С.Клейн связывает её с носителями анатолийских языков).
Позднее в этих местах обитали индоевропейские дако-фракийские племена, впитавшие в себя всё то, что существовало здесь задолго до них, в том числе и некоторые религиозные воззрения.
Им пренадлежит вот этот серебряный сосуд, на котором изображена богиня верхом на льве, с луком и стрелами в руках.


В приналежности этого сосуд, а значит и мифологического сюжета, на нём изображенного, фракийцам никто не сомневается, и скифам его не приписывает.
В своей статье " Бендис - богиня Фракии",  я назвала эту львиную богиню Бендис, но, судя по всему, как обычно сделала это слишком категорично и поспешно. Бендис - самая известная фракийская богиня, но далеко не единственная.
На просторах интернета её также называют Кибелой, самой известной львиной наездницей.


Изображение Кибелы на льве на стеклянном блюде.
Но и это (по моему мнению) не совсем верно. Фригийская Кибела восходит к древнейшим временам, к неолитическим народам, населявшим Малую Азию.
Фракийцы Кибелу знали и даже чтили, особенно те, которые проживали на востоке Фракии.


Патера (ритуальная чаша) из Пьетроасы (Румыния), найдена в 1837 г. в составе клада из 22 золотых предметов (предположительно, предметы представляют собой часть клада, награбленного готами во время набега на римские провинции), датируется 4 в. н.э.
Фигурка в центре представляет собой богиню Кибелу на троне, увитом виноградной лозой, в руках у неё сосуд, у ног мужская фигура, предположительно Аттис, также богиню сопровождают её вечные спутники львы.
Но этот народ имел свой, довольно развитый пантеон богов и богинь, и именно в нём стоит искать ту, что послужила прототипом Наейнийской львиной наездницы и богини на вазе из Рогозенского клада.
Очевидно, что божество это было значимым, поскольку лев - символ царственности, и владеть им могло только очень весомое божество.
Греки называют нам двух великих фракийских богинь -  Бендис и Котис (Котито). И при этом, часто смешивая их между собой, приравнивая то к своей Артемиде, то Гекате, то Персефоне. Что даже наводит на мысль о том, не одно ли это божество, которому поклонялись под разными именами?
Греков можно простить, поскольку обе они были для них иностранками. (Культы Котито и Бендис в Греции основали переселившиеся туда фракийцы где-то после 430 гг. до н.э.).
Несмотря на то, что Котито и Бендис часто смешивали, это всё-таки  были две разные богини, но обе они имели черты Великого Древнего Божества, подобного Кибеле.

О Бендис, как о Кибеле говорит Гипонакс (6 в. до н.э.), а Хесихиус утверждает, то Бендис - это та же Великая Мать, задуманная как ещё одна Кибела.
Древние авторы указывают, что центр её культа располагался в юго-западной Фракии, вдоль реки Стримон, а также на западе и востоке  до рек Аксиос и Нестос, захватывал также некоторые острова, например, Лемнос (где Бендис сравнивали с Гекатой).
Чаще же её идентифицировали с Артемидой, в результате этого отождествления возникло синкретическое божество Артемида-Бендида, которое покровительствовало охоте и луне.



Артемида-Бендида изТанагры с ланью и луком в руках, 350 г. до н.э.
Геродот рассказывает о том, как фрайкийские женщины предлагали Бендис (названной у него Артемидой) подарки, завёрнутые в пшеничную солому. Это, а также то, что в жертву ей приносились свиньи, характеризует её, как богиню плодородия.

Кратин в комедии "Фракийцы" называет её "двукопийной", потому что ей по жребию определено два вида почестей - земные и небесные, и потому что существует два огня - Луна и Солнце, тем самым он подчёркивает солярно-хтоническую природу Бендис.


терракотовый анфеликс с лицом Артимиды-Бендис, 4 в до н.э.
С другой стороны  имя Бендис выводят от индоевропейского глагола "bhend" - "объединять", "соединять". Это говорит о функциях богиня, как защитнице брака, "соединяющей" мужа и жену, а также как богини-пряхи, то есть судьбы. Геродот передаёт историю из Пеона (античный стихотворный метр) о высокой и красивой девушке, в богатых одеждах, которая носит на голове миску с водой, поит коня и вертит веретяно. Подобную историю даёт нам Николай Дамасский. И, наконец, Калиник в житии Св.Гипатия рассказывает о поездке святого через Вифинию во время праздника Артемиды. Он говорит, что на пути стоит богиня, столь же высокая, как десять мужчин, и ей жертвуют свиней. Артемидой здесь названа Бендида.
В облике Бендиды проглядывают черты Великой древней матери, которая управляла и солнцем (небесами) и землёй, плодородием недр и судьбой человека. Со времени ассимиляции её с греческой Артемидой, она оставила себе функции божества дикой природы, Владычицы зверей, девственной богини луны и возрастных переходов.


Рельеф, изображающий Бендис
Бендидии - празднества в честь фракийской богини Бендис (Уензис, Вендис, Мендис), проводимые в Пирее, где был её храм, подробно описаны Платоном.
Ещё один храм Бендис был в Афинах, куда культ просочился раньше, чем в другие части Греции, примерно, в 6 веке до н.э. из-за интереса афинян к корабельной древесине, что они добывали в нижнем течении реки Стримон. И сильно  укоренился, поскольку объединял фракийскую колонию в этом районе.
Проазднества происходили в мае-июне.
По изложению Платона видно, что  Бендидии являются чужими для греков, поскольку наблюдающие за ним философы не делают ни малейшей попытки принять в них участие.
С другой стороны, сам же Платон упоминает две процессии - одна только фракийская, вторая - смешанная с местными жителями, то есть эллинами.
Опять же противоречивое упоминание в надписи 3 века до н.э., где подтверждается двойная процессия, но добавляется, что празднества проводят по фракийскому обычаю, и принимают участие в нём только фракийцы
Шествия начинались в Афинах и направлялись в Пиреи, где участники шли в святилище Богини Бендинион на горе Мунихия. Там, вероято, приносилась в жертву свиньи. Гостей же украшали венками и приглашали на общую трапезу в храме.
Вечером проводились скачки на лошадях, причём всадниками предводительствовали более опытные "вожди".
По всей видимости, эти скачки как-то связанны с юношескими инициациями. Именно о них говорит рельеф из Британского музея, который я уже не раз вклинивала в свои заметки о Бендис.

На нём видно, как юноши, выстроившиеся шеренгой, идут к Бендис, одетой согласно фракийскому обычаю, а предводительствует ими зрелые мужи. То есть здесь изображён эпизод из юношеской инициации.
Это, кстати, ещё одна черта, которая роднила фракийскую богиню с Артемидой, также отвечающей за переход от юношества к взрослой жизни. В знаменитом святилище Брауроние (Брауто, ещё одна богиня, имеющая отношение к фракийцам) неподалёку от Афин, девочки, называемые в этот период Медведицами, проходили своё посвящение. В Спарте в святилище Артемиды Ортии  мальчики становились воинами.
Скачками Бендидии не заканчивались, поскольку далее следовал ночной праздник, включащий в себя какие-то оргиаистические черты.

Имела ли девственная богиня Бендис отношение к матери Богов Кибеле? Да, так же как и Артемида имела отношение к древней материнской  богине Европы, почитаемой в образе медведицы.
Объединение Кибелы и Бендис говорит лишь в пользу того, что последняя воспринималась, как Материнское божество.

А на Кибелу в своей классической форме, ту, что донесли до нас античные авторы, больше похожа другая богиня фракийцев - Котис (Котито).
Известно о ней намного меньше, и первые упоминания  есть у тех же греков, например, у Эсхила. Но она была очень популярна у фракийцев, поскольку имя Котис несколько раз встречается у царей династии Одрисов.
Некогда она почиталась в тех же районах Фракии, что и Бендис, но с течением времени её культ был вытеснен на восток. Возможно, именно с этого началось тесное отождествление Котито с Кибелой.
Котито, к примеру, имела какие-то взаимоотношения с быком. Известено, что в честь неё проводилась тавроболия, как и в честь Кибелы (тавроболия - жертвоприношение быка), а не жертвоприношение свиней, как в случае с Бендис. Это одно из главных их отличий.

В честь Котито устраивались празднества в Афинах, Коринфе, на Сицилии - Котитии. Страбоном описан фестиваль в Эдоне.
Они имели более выраженный оргиаистический и экстатический характер, чем Бендидии. К примеру, мужчины во время них надевали женскую одежду и подражали их поведению, играла экстатическая музыка.
Во время Котитий те, кто желал посвящения, прыгали со скалы в море, получая, таким образом, очищение. Это был своего рода, ритуал смерти, через который необходимо было пройти. Также ритуал дублировался сменой пола, когда мужчины надевали женское платье. Человек менялся, умирал, личность его распадалась, чтобы затем дать возможность родиться новому человеку.
Считатется, что человек умирал, как мужчина, чтобы воскреснуть, как женщина, то есть, как посвященный. И это приближает Котито к андрогинному божеству Агдитис, под которым в некоторых местах (Пессинунте) чтили Кибелу.
Страбон рассказывает  о том, как празднества в честь Котито у Эдонцев сопровождались звуками, похожими на удары грома, которые имитировались барабанми. Жрецами богини называют Баптаев, приводятся строчки их изречений, которые произносили они во время посвящений: "Я сбежал от плохого, я нашёл хорошее".

Страбон утверждал, что Котитии эдонцев очень напоминают пирейские Бендидии, а Эсхил проводил пареллели имежду фракийской богиней и Дионисом, и  сравнивал, что Котитии, что Бендидии, с праздниками Кибелы. Но, что важно, он не смешивал этих богинь. И не называл этих богинь Кибелой.

К слову, в том же портовом городе Афин Пирее, где проводились Бендии,  греки были знакомы с культом Кибелы и её спутника Аттиса.


Кибела со львом у трона, рельеф, Пирей, 4 в. до н.э.
Но в отличии от Римской империи, где почитание Великой Матери было поистине масштабным явлием, у греков культ Кибелы не нашёл особого отклика, поскольку их потребность в эмоциональных ритуалах удовлетворяли культы Диониса. И почитание Кибелы имело характер частных сообществ.


Кибела, Геката (или Кора) и Гермес Кадмилос, Рельеф из Пирея, 390-380 гг. до н.э.
То, что Бендис и Котито отражают разные черты некогда единой Великой Богини, доказывает миф о фракиянке Полифонте, дочери Гиппоноя и Фрассы, которая отвергала Афродиту и решила войти в свиту Артемиды. Разгневанная Афродита наслала на девушку страсть к медведю, за что девственная богиня отвергла свою жрицу. От медведя Полифонта родила двух сыновей - Агрия и Орея, огромного роста, которые развлекали себя тем, что поедали чужеземцев.
Под Артемидой здесь скрывается Бендис, а под Афродитой - Котис. В мифе видно, что две богини не только покровительствуют различным аспектам жизни, но и даже противостоят друг другу.

А теперь стоит вернуться к героине этого поста - бронзовой статуэтке богини, восседающей на льве. Она, на мой взгляд, представляет ту изначальную богинюю, еще не расчленённую на образы Котито и Бендис. Но в силу сходства с Кибелой больше отождествляется с Котис.

К таким же, смешанным изображениям Котис-Бендис, относятся вот такие вот росписи на греческих вазах.



Некогда я, вслед за многими, приписывала их Бендис, на самом деле греки плохо различали двух богинь-фракиянок, поэтому могли синкретизировать  их: ритуальная чаша патера - атрибут Великого  божества, типа Кибела, а такие атрибуты как копье, сапожки и алопак - признак богини-охотницы, типа Артемиды.

Бендис, инициация, кошачьи, фракийцы, конь, Артемида, Греция

Previous post Next post
Up