Удмурты и матриархальный строй.

Sep 07, 2017 09:53

Автор - Ira_Haywort

Женский мир в культуре удмуртов - исключительно важный феномен. Именно женщина на протяжении веков являлась хранителем традиций и духовных ценностей всего рода. Женщина была воплощением самой природы с её вечным циклом жизни: рождение, жизнь, смерть и снова возрождение.






Религия. Ранние формы религии были построны на культе женщины-матери. В мировоззрении удмуртов особое место занимали сверхъестественные существа с женским началом Великой Матери (Родовая Богиня, Духи-праматери).

В  более поздних мифах удмуртов (или вотяков) отразились представления соседних тюркоязычных народов. Появляются классичексие мужские образы:  Бог - Инмар - Владыка неба и Дьявол - Вукузе - Водяной. А так же божество Кылдисин - дух земли, плодородия, который имел и женское (Мать-земля) и мужское начало.

По одной из легенд, земля была сотворена Лебедем (это женский образ, есть даже такое древнее женское имя Ющь - лебедь), которая вытащила в клюве землю на поверхность большой воды. Эта девушка-лебедь есть даже на гербе нашей республики.



К солнцу (Шунды-мумы), луне (Толэзь-мумы), земле (Музъем-мумы), воде (Ву-мумы) обращались - мумы - т.е. мать. Эти образы были женскими.

Период матриархата. В том, что изначально удмуртское общество было матриархальным, я не нашла противоречий у учёных. Этот исторический период называют Эпоха или Период Матриархата. Основательницей рода считалась женщина-праматерь (родоплеменное божество Воршуд). Её тотемным именем был назван весь род (что-то типа фамилии). Род вёл учёт по женской линии, т.е. женщина, выходя замуж, не брала «фамилию» мужа, муж входил в её род .

Самым главным членом семьи была самая старая женщина. Немецкий ученый М. Бух (первый учёный, работы которого в области изучения финно-угров были наиболее фундаментальными ) отмечал, что у удмуртов высоко ценился статус женщины, и её мнение было определяющим практически по всем вопросам.

Причины установления матриархата. С женской тематикой связаны работы М. О. Косвена. Исследователь пристальное внимание уделил земледельческому труду, а также роли и главенству удмуртской женщины в обществе. Именно земледелие и продукты земледельческого труда, которыми распоряжалась женщина, привели к тому, что женщина стала олицетворять экономическое благосостояние общества. При этом исследователь считал, что высокой смертности женщины способствовала её высокая трудовая активность по сравнению с удмуртами-мужчинами.

Осёдлый образ жизни в труднодоступных регионах постепенно приводил к упадку мужских промыслов (охота, рыболовство, бортничество).

Найденные археологами большие по площади хозяйственные ямы-кладовки, принадлежавшие роду, в которых хранились запасы, косвенно определяли статус члена общества, занимающегося распределением, - женщины. В связи с этим, при постоянно возрастающей общественной и хозяйственной роли женщины в социально-общественном плане, наблюдались расцвет материнской родовой общины и формирование такого жизненного уклада, в котором женщина становилась владелицей (собственницей) родовых земель, территорий, рыболовных и охотничьих угодий, а также принадлежащих роду средств производства.

Семейные обряды. В свадебной обрядовости наиболее ярко проявляются архаичность и традиционность удмуртской культуры, в которой роль женщины была определяющей. В свадебной обрядовости наиболее ярко слышится отголосок удмуртского матриархата. Женщина в статусе невесты считалась идеалом в древнеудмуртском обществе. Никогда не было у удмуртов традиции «выкупа» - девушка не считалась товаром или собственностью. Не было проблемы с насильственным браком, женщин не заставляли выходить замуж без их воли (По некоторым данным, картина была даже обратная - невеста чаще всего была чуть постарше и имела большую свободу выбора, чем женихи).

Захоронения были отдельные. В ранние периоды женские захоронения содержали больше ценностей, чем мужские, а так же предметы-символы рода семьи. Позже, после принятия христиантва, захоронения стали одинаковыми.



Христианство. Принятие христиантва стало для удмуртов-язычников очень болезненным, и полностью не укоренилось в сознании. Я и сейчас вижу в деревнях странные обряды, замешанные на христиантсве и культе урожая, например. Всё смиксовалось и превратилось в странную форму, где крещённые люди празднуют древние языческие праздники наравне с церковными, а образы святых сливаются с традиционными языческими богами. Например, моя старшая тётя (ей 83 года) никогда не воскликнет: «О, господи!», она скажет: «Инмаре! (Владыка неба)»

Политика насильственной русификации - насаждение христианства среди удмуртов-язычников.

Принявшие христианство удмурты освобождались от рекрутской повинности. Им предоставлялись налоговые льготы. Подушная подать с удмуртов, принявших новую веру, перекладывалась на некрещёных удмуртов. Но желающих добровольно принять христианство оказалось очень мало. Вятский епископ предписывал направлять удмуртов-язычников для принятия христианства на 40 дней в монастырь.

Священники принудительным путём обращали местное население в христианство. Один из современников рассказывал: «...оне же проповедники и помещики, езде по новокрещенным жительствам, тех, кто еще и поныне не крестились, не через проповеди слова божия оних приводили в закон, но совершенно разорением, а именно: окны и двери рубили, печи и трубы ломали, били плетьми, без всякого милосердия и сему подобные дела делали...»

Уже при Екатерине II были заведены уголовные дела на язычников, их обвинили в человеческих жертвоприношениях и свальном грехе. Историками эти факты опровергнуты.

С принятием патриархальной религии и закончилась эпоха матриархата. Однако, М. О. Косвен пришёл к выводу, что социальные потрясения не привели к кардинальному изменению статуса женщины-удмуртки: она «… с изумительной стойкостью сумела сохранить, в известной, конечно, мере, своё равноправие и независимое положение в различных областях жизни и быта».

И всё-таки к XX веку от матрирахата остались лишь пережитки.

Личный опыт. Я знаю происхождение своего рода примерно до XVII века, всё благодаря моей тёте - историку-этнографу, почётному зарубежному члену финского этнографического общества им. М. А. Кастрена.

Наша семья всегда была классической традиционной удмуртской семьёй. До XX века в нашей семье не было других национальностей. Мои бабушка и дедушка родились до революции в 1909 и 1913 годам. Бабушка была постарше))) Хотя дед имел лучшее образованиеи во всей деревне - 4 класса церковно-приходской школы и бухгалтерские курсы))), а бабушка не умела читать - её лидерство в семье было неоспоримым. Деда уважали и любили, но все самые важные вопросы, семейный бюджет - этим заведовала бабушка.

У нас есть русская фамилия Ивановы, которую дали во времена русификации - давали одну фамилию на всю деревню. Но в деревне все знали семью по тотемному имени - Эджик. Это тотемное имя сохранилось и используется среди моих оставшихся в деревне родственников до сих пор.

В семье было 8 дочерей и один брат. Лишь старшая дочь вышла замуж за удмурта, они построили такую же традиционную матриархальную семью, по примеру родителей. Остальные дочки вышли за русских. Моя бабушка выдавая замуж остальных дочерей, плакала горючими слезами: «Русские жён бьют, русские жён не уважают». Вот такой был у неё стереотип. (Сейчас не кидаем тапками, я сама замужем за русским, он меня не бьёт!!! Это лишь такая яркая иллюстрация о представлении моей бабушки о патриархальном русском укладе).

Печально, что сейчас традиции теряются, удмуртов всё меньше, мы обрусели. Моя мама работает в сфере образования и её часто зовут на удмуртское радио - давать интервью. Она жалуется, что ей тяжело говорить на литературном  удмуртском языке. Я так и вовсе знаю лишь разговорный и мне тяжело даже прочитать хороший литературный текст. А ведь это так интересно, не зря Россию сравнивают с лоскутным одеялом - столько у нас разных национальностей! И культура каждой уникальна!

По материалам: wikiznanie.ру, udmurt-history.ру

Источник

удмурты, матриархат

Previous post Next post
Up