И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 327 и сл.) упоминает правительницу Галикарнаса
Артемисию. Википедия сообщает, что имя Артемисия является женской формой имени Артемисий (Ἀρτεμίσιος) и происходит от имени богини Артемиды (Ἄρτεμῐς + -ῐ́ᾱ). Согласно Геродоту, отцом Артемисии был Лигдамид I из Галикарнаса, а мать была родом с Крита. "По отцовской линии она происходила из Галикарнаса, по материнской - с Крита, - пишет Бахофен. - Здесь мы вновь наблюдаем связь карийского материнского права с критским: ведь изначально карийцы сами владели Критом (Фукидид, История, I, 8; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, V, 60 и 84; Геродот, История, I, 171; Помпоний Мела, География, I, 16)".
"Имя Артемисия играет выдающуюся роль в карийской истории, - продолжает Бахофен. - Оно приобрело известность благодаря мужеству, решительности и глубине ума носившей его царицы, которая добровольно сопровождала Ксеркса в его карательном походе против Афин. Она отговаривала его от морского сражения при Саламине, а после битвы ускользнула от преследовавшего её Аминия и невредимыми доставила в Эфес царских детей (Геродот, VII, 99). И эта Артемисия также правила после смерти своего мужа при своём малолетнем сыне".
"Когда её сын Писинделид был ещё мал, сопровождала Ксеркса I в его походе на Грецию. Командовала отрядом из своих собственных пяти кораблей, а также кораблей Нисира, Коса и Калидны. Согласно Геродоту, эти корабли после сидонских были лучшими в персидском флоте. Воевала с греками в битве при Артемисии. Артемисия прославилась в истории благодаря своему участию в битве при Саламине, согласно Геродоту отличалась полезными советами, которые давала персидскому царю, мужеством и решительностью, была в наибольшем почёте у Ксеркса среди всех союзников", - сообщает Википедия.
"Афиняне назначили награду за её голову в десять тысяч драхм: "ведь у них вызывало негодование то, что какая-то женщина ополчается против Афин". По свидетельству Арриана (Поход Александра, VII, 13), все ораторы, произносившие похвальное слово павшим на войне, упоминали о битве афинян с амазонками как об одном из важнейших событий".
Пример карийской царицы Артемисии показывает, что в древности имелись такого рода женщины, которые ничем не уступали мужчинам и даже превосходили их в храбрости. После битвы при Саламине, согласно Геродоту, Ксеркс объявил: «Мои мужчины превратились в женщин, а женщины стали мужчинами!» Недаром у многих восточных народов женщины участвуют в боевых действиях наряду с мужчинами; в частности, коммунистическое правительство Северного Вьетнама рассматривало мобилизацию женщин как решающий фактор для победы в войне. Но, в общем-то, любая война - это апофеоз насилий и преступлений, и негоже женщинам в этом гадком деле равняться-говняться с мужчинами. Женское дело - проявлять милосердие, а не убивать.
Женщины раздают хлеб советским военнопленным. Калининская область, 1942 год.