На улице идёт снег, и, глядя из окна на мириады совершающих свой жизненный цикл снежинок, я продолжаю "штудировать" заинтересовавшую меня тему грифонов.
Сохранились изображения грифонов на крито-минойских ларнаках (гробах, по-нашему). Это свидетельствует о том, что грифоны, во-первых, существа потустороннего мира, а, во-вторых, они, возможно, являются "переносчиками" души умершего в загробный мир.
Часто грифоны изображались парами, как на верхнем изображении, где два грифона запряжены в колесницу.
А здесь, по-моему, два грифона указывают крыльями на то, что невидимо, - то есть, на Богиню.
Грифоны по обе стороны от богини (?), у которой лабрис над головой.
О связи священного дерева с Богиней в крито-минойской культуре я уже говорил. Поэтому здесь может быть не "богиня на дереве", а "богиня-дерево", как ашера в Палестине.
Несомненно, здесь что-то написано, но у нас нет "ключей" для прочтения этого текста, а "гадать на кофейной гуще" - занятие бесполезное.
А тут мы видим грифона, сидящего на алтаре (?) между Богиней и адорантами, что может свидетельствовать о посреднической роли грифонов.
В Древнем Египте образ грифона имел местные специфические черты.
На этом изображении на циппе (надгробном украшении) птолемеевского периода IV в. до н.э. мы видим ту же пару грифонов, как и на крито-минойском ларнаке, только здесь стоящий в колеснице стреляет из лука. Надо обратить внимание и на пару крокодилов; их аналоги существуют и в крито-минойской изобразительной традиции.
Грифоны очень часто изображались на предметах магического значения, таких как магические ножи из слоновой кости.
Интересно, что здесь мы снова видим крокодилообразное существо рядом с грифоном.
Нечто подобное мы можем видеть и на крито-минойских изображениях.
Что это за странные существа? Какие-то чудовища со звериными мордами и лапами и с каким-то подобием покрытой шипами крокодильей шкуры на спине. Исследователь эпохи Бронзового века Восточного Средиземноморья Ю.В. Андреев называет их гениями, но это мало что объясняет.
Вновь возвращаясь к Древнему Египту, можно отметить, что там образ грифона каким-то образом был связан с изображением сфинксов (особенно сфинксов с головой сокола) и царской властью.
Типы египетских сфинксов
Да, и надо обратить внимание на то, что сфинксы - женского пола.
Стоит взглянуть и на этот топорик эпохи правления фараона Яхмоса XVI в. до н.э.
Случайно ли изображение грифона в самом низу, у лезвия, под изображением сцены убийства человека? Опять же это указывает на связь с загробным миром, с "преисподней" бытия. В подобных сценах у этрусков мы видим Харон (или Харун) с топором-лабрисом в руках.
И ещё немного гриффонады:
Минойское кольцо-печатка ок. 1700 г. до н.э.
Грифон из Мегиддо (Левант) XV в. до н.э.
Микенская печать с грифоном из Пилоса XV в. до н.э.
Очень интересно изображение, где грифон сражается с керубом (Месопотамия, XII в. до н.э.), очевидно, за душу человека, изображённую в виде тельца. Это может свидетельствовать о представлениях о рае и аде, как в христианской традиции.
Древнегреческий грифон VI в. до н.э.
Скифские грифоны, нападающие на лошадь IV в. до н.э.
Вообще говоря, грифоны сильно напоминают птиц Чатал-Хююка.
Да и в Гёбекли-Тепе, похоже на то, что имеются подобные "пташки".
Это подтверждает предположение о том, что грифоны - это психопомпы (др.-греч. ψυχοπομπός - «проводник душ»), проводники душ мёртвых в загробный мир. В христианской иконографии они трансформировались в чертей.
Икона Лествица Иоанна Лествичника. Черти тащут "нечистые" души в ад.