Размышлизмы о посвящении Богу и обрезании.

Jul 25, 2022 07:29


В статье "Человеческие жертвоприношения в иудаизме: Закон о первородных" Сергей Петров говорит, что:

"Книга Исхода содержит требования к евреям посвящать (qadaš) или отдавать (natan) Яхве каждого материнского первенца мужского пола среди людей и животных: «И сказал Яхве Моисею, говоря: Посвящай мне (qaddeš-li) каждого первенца, открывающего каждую утробу (kol bəḵor peṭer kol reḥem) среди сынов Израилевых, среди людей и среди скота (ba’adam uḇaḇəhema): мои они» (Исх. 13, 2); «Первенца из сынов твоих отдавай мне (bəḵor baneḵa titten li); то же делай с волом твоим (šoreḵa) и с овцою твоею (ṣo’neḵa). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне» (Исх. 22, 29-30). В соответствии с этими требованиями в Книге Неемии после восстановления Иерусалимского храма иудеи обязуются «приносить начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева каждый год в дом Яхве, и первенцев из сыновей наших и из скота нашего (bəḵorot banenu uḇəhemtenu), как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего (bəḵore ḇəqarenu wəṣo’nenu) приводить в дом бога нашего к жрецам, служащим в доме бога нашего» (Неем. 10, 35-36)".
Сергей Петров интерпретирует это "посвящай мне каждого первенца, открывающего каждую утробу" как требование Яхве совершать сожжение каждого младенца-первенца. Однако возникает вопрос: почему Яхве гнушается младенцами женского пола? Почему он говорит: "первенца из сынов твоих отдавай мне"? И почему именно в восьмой день после рождения?

Известно, что обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения. Обрезание на иврите - это «брит», что означает «союз». Союз между Яхве и еврейским народом. Как говорит В. Розанов, "в секунду обрезания Ангел Иеговы сходит на обрезаемого младенца и остаётся на нём до самой смерти" (Источник).

И далее у Розанова: "Ангел Иеговы" -- тёмное место Библии, тёмное понятие её, о коем есть даже целые исследования, сводящиеся к тому, что он относится к Иегове, как тень к предмету, запах к цветку и заместитель к замещаемому. Никогда не скажется: "Иегова (или Элогим,-- другое имя Божие) послал ангела Иеговы", но иногда в местах, где ожидается по ходу изложения слово "Иегова" -- сказано "ангел Иеговы". Таким образом, "ангел Иеговы сошёл на младенца" -- вовсе не далеко от мысли, что "на мне, Янкеле, Иегова имеет своё пребывание, начиная с 8-го дня от рождения".

Вообще говоря, всё, что связано с обрезанием, смутно и неясно. "Темна вода во облацех". Одним словом, таинство.


Однако известно, что процедура обрезания являлась финальной частью инициатических практик многих традиционных обществ, сохранивших архаический уклад жизни. "Обычай О. был широко распространён на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер. 9:24-26 (МТ: «...все эти народы обрезаны...»). Причём, у египтян, по сообщениям античных авторов, обрезанными были лишь жрецы, то есть те, кто посвятил себя (или кого посвятили в детстве) на служение богу.



Часто проводятся параллели между иудейским обрезанием и христианским крещением младенцев. В христианской Церкви первоначально крестили в водоёмах взрослых неофитов, но затем, постепенно, перешли к практике крещения младенцев. Еврейский патриарх Авраам тоже обрезал всех взрослых членов своей большой семьи, а потом уже стали обрезывать младенцев на восьмой день.

Христианское крещение имеет символизм смерти. Как говорит ап. Павел (Рим. 6:3), "неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни."

Свт. Кирилл Александрийский следующим образом толкует эти слова Павла: "Мы берём на себя равную с Ним [Иисусом Христом] смерть и чуть ли не погребены с Ним, поскольку носим в собственных телах Его мёртвость (2 Кор. 4:10), так что мы погреблись со Христом".

Вот оно - истинное посвящение Богу! Очевидно, и обрезание в древности было как-то связано с такого рода посвящением. Я тут не берусь гадать, поскольку здесь нужно специальное исследование. Одно лишь ясно: посвящение богу связано с умиранием. Животные, посвящённые богу, приносились в жертву, как до сих пор это делают самаритяне,



а у людей посвящение ( = инициация) означает переживание близкого к смерти состояния.

Сергею Петрову легко. Он, как заядлый антисемит, не задаётся вопросом "почему". Он просто демонизирует евреев. Мне же интересно знать: почему они это делали?

Здесь тоже потребно тщательное разбирательство, потому что в этой области за века скопились "авгиевы конюшни" шарлатанства и всякого рода подделок. Но, тем не менее, "нить Ариадны" нельзя не заметить. Так называемая "шаманская болезнь" объясняет многое, если не всё. А главное - она показывает тот самый духовный "плюс", который обретается никак иначе, чем через "минус". Очевидно, именно этот "минус", очень похожий на смерть, и имеется в виду, когда в Библии говорится о посвящении Богу.
Я - прагматик в религии, везде ищу пользу. Меня совсем не устраивает отговорка типа: в древности люди были "тёмные", "забитые", вот поэтому они и поклонялись богам, приносили им жертвы, совершали обрезание. Вот, возьми любого из ныне живущих дураков, и ни один из них богам не поклоняется, совершением обрядов не заморачивается, и никому из них на ум не приходит не то чтобы сына своего посвятить богу, а даже совершить такое крохотное, "миллипизерное" жертвоприношение, как покормить бездомных кошек или собак. Всё только для набивания своего собственного, горячо любимого, брюха. Если немного перефразировать известную максиму Муссолини, то получится манифест дурака: всё в теле моём, ничего вне тела моего, ничего против тела моего. Религия, говорящая о чём-то вне тела, здесь просто нетерпима. Поэтому я никак не могу допустить, что религия - это "народное творчество" дураков. Дураков там много (как и везде), но вовсе не от них - религия. От дураков - суеверия, магия, колдовство, а вовсе не религия.

инициация, жертвоприношение, евреи

Previous post Next post
Up