«Крепкостенная» Троя.

Feb 10, 2021 11:40




"В веках Троя сохраняет эпитет «крепкостенной» - и в предшествующих слоях, и теперь, в начале II тысячелетия до н. э., для троянцев ничто не имеет такой цены, как конструкция, архитектурная или керамическая, как техническое совершенство вещи, как победа созданной человеческим творчеством формы над материей" (Э. Л. Лаевская).

Э. Л. Лаевская говорит о том, что с Троей тесно связан образ Аполлона. "Вопрос о близости сына Лето к троянцам и о враждебном отношении его к грекам впервые развёрнуто ставит У. Виламовиц [1]. О большей популярности праздников Аполлона в Малой Азии по сравнению с Элладой говорит М. Нильссон [2]. Напротив, на Делосе и в Дельфах Кифаред всегда мыслится пришельцем [3]. Имя Лето встречается в Юго-Западной Анатолии и родственно ликийскому и карийскому lada - «жена», «мать», «женщина» [4]. В Греции культы Лето редки [5]. Аполлон, Лето и Артемида фигурируют в мифе о Ниобе, связанном с хеттско-фригийским Сипилом. Некоторые учёные сближают Аполлона с хеттским Апулунасом - божеством ворот, охранителем города [6]. Интересна находка у ворот Трои каменных столбов-менгиров, по мнению А. Ф. Лосева, могущих быть ранними изображениями Аполлона - стража Илиона [7], и подтверждающих его изначально мегалитическое происхождение".

Аполлон одержим "духом технического мастерства, совершенного труда, одерживающего победу над неоформленной материей. Если Дионис возрождает экстатические культы Богини-матери, то Аполлон - бог творческих свершений, осознанных в металлургическую эпоху. Он также покровитель и ремёсел, и строительства - недаром вместе с Посейдоном он строит троянские стены царю Лаомедонту [8]. В отличие от Диониса, вобравшего с себя древние неолитические черты, Аполлон в его эстетическом, оформляющем аспекте связан именно с эпохой бронзы."

Поступь Аполлона заметна в строителях "вавилонской башни до небес", он затем проходит через "крепкостенную" Трою и Хаттусу,




и, наконец, поражает, как ударом молнии, сознание коммунистических строителей "светлого будущего", которые, как одержимые, строят вокруг себя "железный занавес" и чуть ли не всю экономику переводят на военные рельсы.

-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] См.: Лосев А. Ф, Античная мифология.., с. 269.
[2] Nilsson Ы. P. Op. cit, p. 443; см. также: Томсон Д. Указ, соч., с. 292.
[3] Лосев А. Ф. Античная мифология.., с. 270.
[4] Лосев А. Ф. Лето. - В кн.: Мифы народов мира, т. 2, с. 51; см. также: Nilsson М. Р. Op. cit, p. 444.
[5] Томсон Д. Указ, соч, с. 292.
[6] Лосев А. Ф. Античная мифология.., с. 270; Мелетпинский Е. М, Указ, соч, с. 123.
[7] Лосев А. Ф. Античная мифология..., с. 272 (ссылка на М. Нильсона); см. также: Blegen С. W. Op. cit. р. 138-139.
[8] Замечательно, что Вакх, напротив, мыслится сокрушающим стены.

Троя

Previous post Next post
Up