Из журнала
flavorchemistНабрел на
интересное. Тема не моя, но концепция укладывается. К тому, что сейчас утеряны многие великие секреты прошлого, и уже нет таких мастеров, как раньше. И вообще все плохо.
До сегодняшнего дня дошло около 650 инструментов руки
Антонио Страдивари из порядка 1100 всего изготовленных. Считается, что скрипки его работы являются непревзойденными творениями, звучание которых не под силу воспроизвести ни на одном из современных инструментов.
Было много теорий, почему так. Одна из них, помнится, фигурировала в фильме "Визит к минотавру", где ключевую роль в качестве звучания играл лак, состав которого, конечно, утерян. Вообще
что только не делали, что бы раскрыть секрет этих скрипок, и плотность древесины меряли, и
3D модели строили - но так ничего никто толком и не понял.
Сразу прощу прощения у ценителей. Я не знаю, есть ли разница на самом деле, или нет, в любом случае я ее вряд ли услышу. Именно поэтому привлекать меня или кого-нибудь из обывателей к оценке качества звука таких инструментов, достаточно глупо - нужно занять в этом деле профессионалов - тех, кто в этом разбирается. Самих музыкантов.
Было проведено по всем правилам двойное слепое. Принимали участие 21 профессиональный исполнитель со стажем от 15 до 61 года каждый. Было 6 скрипок. 3 из них были новые, причем одна сделана несколько дней назад. И еще 3 дорогущие и старые, 2 из них руки самого Страдивари, одна работы
Гварнери, общей стоимостью 10 000 000 долларов.
Испытания были в затемненном помещении, исполнителям на всякий случай надели на глаза повязку. На каждую скрипку капнули парфюма, что бы возможная разница в запахе не сбивала с толку. И даже скрипки передавали не напрямую, а через помощников, которые не знали, какой из инструментов они передают испытуемым.
Опыт 1.
Исполнителям давали случайным образом 2 инструмента на 1 минуту. И предлагали выбрать какой лучше. В целом предпочтения распределились поровну между старыми и новыми скрипками. За одним исключением - меньше всего понравилась одна из двух скрипок мастера.
Опыт 2.
Рекрутам давали 20 минут поиграть со всеми 6 скрипками, и просили выбрать лучший и худший инструмент. Самым лучшим оказался один из современных инструментов. Самый худший не поменялся - это была та же самая скрипка Страдивари.
Размер выборки конечно невелик, его трудно сделать большим, когда речь идет о инструментах такой стоимости. Речь конечно не идет о всех современных инструментах, наоборот, в конкурсе участвовали лучшие. А как иначе - неужели с инструментом мастера сравнивать изделие китайской народной фабрики? Лучшее надо сравнивать с лучшим.
Смысл не в этом. Даже если у Страдивари и были свои секреты - это сейчас не так и важно. Да, он был лучшим в свое время. Но сейчас другое время. За прошедшие века мы может быть что-то растеряли. Но при этом приобрели гораздо больше. Мы можем делать не только не хуже, но и лучше. И дешевле. И больше.
Вот
тут кстати комментарий одного из участников. Говорит, что все было честно. Даже смычком одним и тем же водили.
Ну и вывод. Скрипка Страдивари хорошо звучит не потому что это лучшая скрипка, а потому что ее сделал Страдивари. Примерно то же самое,
что и с вином.