Журнал The National Interest представил свой
рейтинг лучших танков мира. Список составил военный аналитик Петер Сучиу.
Журнал начинает свой перечень с израильского танка «Меркава V». Этот пятое поколение танка, он обеспечивает высокую защиту для экипажа и считается одним из самых современных и надёжных в мире. Особое внимание уделено наличию продвинутой системы активной защиты. Названный именем «Барак» («Молния»), этот танк собрал в себе все новейшие технологии, включая искусственный интеллект. В пятой «Меркаве» установлены системы, разработанные десятком компаний, в их числе «Рафаэль», Elbit Systems и «Авиационная промышленность (IAI).
Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Тогда было принято решение о создании собственной боевой машины.
Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск. Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых. Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок. Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» - один из самых тяжелых танков - вес более 60 тонн.
Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить шксть пехотинцев, четырёх раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять дополнительно роль БМП и БТР.
Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка - они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть.
В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика - справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.
Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.
Люди, знакомые с общепринятым расположеием экипажа, заметят, что в "Меркаве" всё наоборот. Ну что же, ничего удивительного - ведь евреи пишут справа налево.
В Барак встроены радары и камеры для автоматического сканирования всего поля боя вокруг. Новый танк способен обнаруживать противотанковые подразделения противника даже до запуска ракет с помощью искусственного интеллекта.
Командир танка будет носить разработанный «Эльбитом» боевой шлем под названием IronVision. Он похож на шлем пилота истребителя. На его внутренний экран будет выводиться обзор окружающей обстановки с камер и радаров. Этот шлем поможет носителю «видеть сквозь броню», просто поворачивая голову.
В поэме "Василий Тёркин" А. Твардовского есть слова:
Танк - он с виду грозен очень,
А на деле глух и слеп.
К Меркаве это не относится. Танк не только всё видит, но и может предавать информацию другим родам войск.
После Ливанской войны 2006 года на «Меркаву Mk.4» был установлен комплекс активной защиты (КАЗ) «Трофи». Боевые машины, оснащенные КАЗ, получили обозначение «Меркава Mk.4M». «Трофи» предназначен для борьбы с противотанковыми ракетами (ПТУР) и реактивными гранатами. Система состоит из 4 РЛС, они обнаруживают боеприпас, подлетающий к машине, и дают команду уничтожить его. По цели выпускается что-то вроде картечи, отклоняющей ПТУР от заданной траектории и подрывающей её.
Во время боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства "Корнет". Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. Эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего 0,5%. При этом российские агитгорлохваты вопили, что дорогущие израильсеие танки горят, как спички, от копеечных "Корнетов". Наверное, им щедро платили, если ПТРК "Корнет" стоимостью $120 000 для них "копеечный".
Барак получил модернизированную систему Трофи, способную бороться с дронами.
Click to view
Второе место в рейтинге занял российский танк Т-14 «Армата», хотя он не находится на вооружении и чересчур дорогой. Третье место у российского танка Т-90М «Прорыв» за высокую мобильность и огневую мощь. На четвёрьлм месте - американский M1A2 Abrams SEPv3.