В Иудейской пустыне, южнее Мёртвого моря, есть гора высотой 450 м с плоской ромбовидной вершиной 650х300 м. Это Масада.
Когда-то поселение на её вершине контролировало древний "путь пряностей", по которому купцы везли их с востока на запад. Пряности ценились дороже золота, и поселение имело немалые доходы. В середине 2-го века до н.э. поселение было укреплено первосвященником Ионотаном, братом Иехуды Маккавея. Ирод, царь Иудеи (да-да, тот самый), оценив стратегические преимущества Масады, в 37г. до н.э. превратил её в мощную крепость. Во времена римского владычества в Масаде размещался небольшой римский гарнизон.
В 66г. н.э., во время восстания против римлян, уничтожив римский гарнизон, Масаду захватили сикарии (они прозваны так потому, что были вооружены короткими кинжалами. Сика - кинжал). Возглавлял их Элазар бен Яир. После разрушения римлянами в 70г. Храма, Масада стала последним убежищем повстанцев.
Римляне бросили против Масады 10-й легион, 8000 солдат. Иногда одним легионом они покоряли целые страны. А защитников крепости было всего 960 человек, считая женщин и детей.
Но крепость с трёх сторон окружена отвесными скалами. Внутри была построена ещё одна стена. Стены стерегли 37 башен. Это был по сути небольшой город с системой водосбора, сельским хозяйством, домашними животными, банями по римскому образцу. В складах хранились сушёные фрукты, зерно, масло, вино.
Пол бани поднят на опорах. Образовавшееся пространство было частью дымохода. Так согревался пол.
Стены всех помещений были оштукатурены и покрыты фресками.
!0-й легион расположился вокруг крепости в восьми лагерях, целиком заблокировав её. Убедившись, что крепость невозможно взять измором, они начали строить земляную насыпь для подъёма осадной башни к стенам. Потом мощным тараном римляне пробили наружную каменную стену, а внутреннюю, деревянную с земляной засыпкой, которая амортизировала удары тарана, они подожгли горящими стрелами.
Такие камни летели на головы осаждавших.
Римляне ворвались в крепость наутро. Внутри не было людей, а крепость горела. Иосиф Флавий пишет, что в ночь перед прорывом римлян Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь.
"Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первыми восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и представлено право избрать славную смерть героев - вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут не опозоренными, и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде, чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю - римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живыми и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим нетронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали от голода, но предпочли смерть рабству, как и постановили заранее..."
Флавий пишет:
"...затем избрали по жребию 10 человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и ... подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди... пронзили мечами всех... Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя... Назавтра поднялись римляне на Масаду, и, когда нашли груду убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти."
В живых остались две женщины и пятеро детей, спрятавшиеся в цистерне. От них и стало известно обо всём произошедшем.
Прошло почти две тысячи лет. Масада взята на учёт Юнеско. Ежедневно её посещают тысячи туристов. На вершину проведен фуникулёр. Идёт реставрация. Молодые призывники, будущие танкисты, принимают здесь присягу. Они клянутся: "Масада больше не падёт!"
Я им верю.