...как только нет свободы,
нет и человека.
(Л.Толстой)
В 2020 году я опубликовал пост
"Что опять выбрала Россия?", в котором поднимался вопрос: нужна ли русскому народу свобода. Был водопад комментов с самыми разными мнениями - от согласия до ругани и оскорблений.Такая бурная реакция говорит о том, что вопрос не праздный, он задел многих за живое. Вот если бы я написал, например, сколько ног у русского человека, или хочется ли ему иногда есть, они бы только ухмыльнулись и покрутили пальцем у виска.
Но сейчас я о другом аспекте, о том, что написано в древних текстах: как свободу получают, сохраняют и передают следующим поколениям.
Через месяц (29 апреля) по лунно-солнечному еврейскому (на самом деле - шумерскому) календарю наступит 14 нисана и вечером начинётся Песах.
Я исхожу из того, что любому человеку - религиозному или атеисту, христианину или иудею - в общих чертах известна история исхода евреев из Египта, поэтому пересказывать её нет необходимости. Давайте сосредоточимся на некоторых аспектах.
Евреи были в египетском рабстве. Что такое "раб"?
"...раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина..." (советский энциклопедический словарь)
"Раб - зависимый, угнетенный в условиях эксплуататорского общества человек" (Словарь Ожёгова).
"тот, кто целиком подчинил чему-нибудь свою волю, свои поступки" (там же).
В Египте в XIV веке до н.э., в земле Гошен, жили евреи. Фараон понимал, что евреи - многочисленны и опасны. Фараон был непрочь напасть на хананеев, а евреи могли оказаться "пятой колонной", они же из земли ханаанской пришли, спасаясь от голода. Их надо придавить, закабалить. Вводится всеобщая трудовая повинность, обязательная для всего населения страны, но вскоре евреи получают особые, тяжелейшие нормы выработки. Следующий этап - устранение понятия "частная жизнь". Отныне дома евреев просматриваются и прослушиваются. Новорожденных мальчиков убивают. Подавленных и униженных людей бросают на "великие стройки": во славу фараона и Египта возводить города и храмы.
Но и это еще не все. Частью процесса воспитания раба является демонстрация несокрушимой мощи сверхдержавы Египта и величия ее "идеологической надстройки" - отлаженой религиозной системы.
Результатом всего этого и стал "тот, кто целиком подчинил чему-нибудь свою волю, свои поступки".
Но вот в в XIV веке до н.э. у еврейских родителей появился мальчик Моше. Мать смогла уберечь его от уничтожения египтянами, он случайно был спасён дочерью фараона и взят ею на воспитание. Но однажды он убил надсмотрщика, избивавшего еврея, и сбежал из страны, чтобы избежать казни. Он стал пастухом, и в пустыне из горящего куста получил приказ свыше - вернуться в Египет и вывести оттуда свой народ.
Многие евреи по слабости душевной предпочли тянуть лямку рабского существования и требовали, чтобы Моше не "мутил воду". А фараон отказывался и слышать о том, чтобы евреи ушли из Египта. Но тут вмешивается Творец. На глазах у замученных евреев-рабов стала разваливаться, получая удар за ударом, могучая империя. Превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец - гибель всех первенцев...
Разруха, запустение, страх. Некогда грозный фараон и египтяне, эти жестокие рабовладельцы, не только разрешают, они уже просят евреев уйти.
Вы не задумывались, зачем понадобились те самые 10 казней египетских? Ведь Всемогущий мог одним ударом вообще уничтожить всю страну. Сложнее было освободить еврейские души, несшие печать рабства. Поэтому все эти "эсер макот" - десять ударов - должны были разбить сложное духовное и интеллектуальное учение египтян, которое они возводили много столетий, их идолов. Египтяне обожествляли реку Нил, залог хорошего урожая- все воды Нила превратились в кровь. Ритуал предписывает их бритоголовым жрецам частые омовения - их одолели неистребимые полчища вшей. Они объявили священными символами плодородия быков и овец - был падеж скота. И т.д., и т.п.
Идолы были повержены один за другим. В душах евреев забрезжил свет надежды. Но народ должен был стать достойным свободы и суметь выполнить особые возложенные на него задачи. От евреев требовались действия, возвращающие им истинный человеческий облик. И поэтому евреи должны были взять из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян), молодых барашков, зарезать их, зажарить и съесть на глазах у изумленных, все еще сильных и надменных египтян, съесть тех самых баранов, которым поклонялись их египетские хозяева!
Это и был тот барьер, который евреи должны были взять. Урок мужества. То, что на английском называется action - действие, акция. Ибо требовалось не просто соглашаться, а что-то совершить, преодолеть свою рабскую покорность. А до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. И в ночь, когда на Египет обрушился десятый, последний, удар и в каждой семье погибли первенцы, все еврейские дома, помеченные таким образом, смерть обошла стороной. Смерть обошла (пасах) эти дома, и никто в них не пострадал. Поэтому праздник, отмечаемый с тех пор, называется Песах.
Часто пишут, что, торопясь покинуть дом рабства, люди в спешке не успели взять в дорогу закваску для хлеба, и питались в дальнейшем мацой, в состав которой входит только мука и вода, без закваски. Но суть не в спешке. Целью Исхода не мог быть лишь уход из дома рабства. Исход - это совершенствование себя, возвышение и раскрытие своего потенциала. Обратное этому - духовный застой и порча. Символом этой порчи служит процесс брожения, сквашивания теста. Поэтому в течение всех семи дней Песаха евреи не должны иметь в доме хамец, продукт сбраживания молотого зерна. Более того, нельзя оставлять у себя ничего съестного, сухого или жидкого, в состав которого входит хотя бы малая доля хамеца.
Другая заповедь, полученная "на дорогу" перед Исходом, - это обязанность передавать рассказ об Исходе от родителей к детям, от учителя к ученику, из поколения в поколение, с тем чтобы они никогда больше не соблазнились рабской долей. Поэтому каждый год в первый вечер праздника (сутки начинаются с вечера, как указано в рассказе о Творении: "И был вечер, и было утро: день первый") люди собираются на седер (буквально "порядок", ритуал, праздничная трапеза) и слушают рассказ об Исходе - Пасхальную Агаду.
Прошли многие века, а рабство в мире не искоренили. Сейчас оно чаще навязывается по телевизору и интернету, внушая (как и в древнем Египте) представление о "несокрушимой мощи", величии и непоколебимости власти. И, как и тогда, находятся те, кто говорят "Зачем ты хочешь увести нас от горшков с мясом?"
Посмотрите на эпиграф.