Начало Продолжение Продолжение 2 Продолжение 3 Продолжение 4 Продолжение 5 Продолжение 6 Продолжение 7 «Петербург - это глаз России, которым
она смотрит на цивилизованные страны,
и если этот глаз закрыть, она опять
впадёт в полное варварство.»
лорд Балтимор
Есть ещё одна тема для размышления - решающее влияние русского искусства на мировое. Естественно, оно, как и всё остальное, тоже великое.
В XIX - начале XX века в Российской империи наблюдался расцвет искусства. Из более ранних времён до нас дошли "Слово о полку Игоревым", когда на Русь ещё не пришли тумены Чингиза, когда ещё не было государства; иконы Рублёва и фрагменты его росписей в храмах (в Вики пишут, что работы Рублёва - это новый взлёт духовности, но я, честно говоря, не вижу, чем они ценнее и духовнее европейских или византийских; впрочем, в иконописи я ничего не понимаю); стихи Ломоносова да Державина, на мой взгляд, большой художественной ценности не представляющие, только историческую; Кремль в Москве, посторенный итальянцами.
В литературе решающую роль сыграл Пушкин. Он создал русский литературный язык, которым потом писали все без исключения поэты и писатели, он ввёл новые стихотворные размеры, подходящие под особенности русского языка, он, как никто другой, выражал психологию русского человека. При этом он не был революционером, как нам пытались внушить в школе; он был империалистом и сторонником монархии, но разумной, просвещённой, заботящейся о благе народа. Не надо его рассматривать с сегодняшних позиций. Пушкин прекрасно понимал азиатскую суть страны, он говорил, что власть - единственный европеец в России. И это правда: в династии Романовых все царицы были немками, их дети снова брали в жёны немок, внуки тоже... Только Пётр I попытался "в Европу прорубить окно", но его реформы были сведены на нет, а после 1917 года столицу из европейского Петербурга вернули в азиатскую Москву. Пушкин был велик для России и в России. Но, если вы спросите у испанца или шведа, кто такой Шекспир или Гёте, они вам ответят, а на вопрос кто такой Пушкин посмотрят на вас, как в афишу коза.
Начало XX века называют серебряным веком страны. Дал ли этот период что-либо ценное мировой поэзии? К этом у времени в Европе уже познали терцины Данте, размышления Гёте о ценностях жизни, трагизм Шекспира, вечную тоску канте хондо, духовность рыцарских романов...
В России расцветают
- символизм ( родившийся во Франции) - Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб, недолго Блок - направление, выражающее пессимизм и крушение веры в познание;
- акмеизм - Н.Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Мандельштам - точность. предметность, материальность;
- футуризм (родившийся в Италии) - Северянин, Маяковский, Каменский, Бурлюк , Хлебников, Кручёных - отрицание идеалов прошлого, эпатаж, создание новых слов, "сбросить Пушкина... с парохода современности";
- имажинизм - Есенин, Мариенгоф, Шершеневич - цель творчества - создание образа, основной инструмент - метафора, анархические мотивы;
Всё это были "детские болезни", пережитые и отвергнутые, ушедшие вместе с эпохой. Значительные поэты, такие, как Маяковский, Есенин, Ахматова, Блок потом "выздоравливали". Акмеизм умер вместе с Гумилёвым в 1921 году.
Многие из перечисленных поэтов были, безусловно, талантливыми мастерами своего дела. Но направления, которых они придерживались тогда, были нежизненными, выдуманными. А искусство, как считал Леонардо, есть инструмент познания мира, и, если он оторван от жизни, он не работает. И на мировую поэзию "серебряный век" не повлиял, хотя стихи многих поэтов переведены на другие языки.
Культивируемый в советский период социалистический реализм по своей сути был просто пропагандистским инструментом, выдававший желаемое за действительное. К сожалению, многие писатели и поэты обязаны были придерживаться этого направления, хотели они этого или нет. Фадеев, застрелившийся в 1956 году, в предсмертной записке написал: "Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожали, идеологически пугали и называли это «партийностью»."
В живописи тоже был всплеск во второй половине XIX века. Достаточно вспомнить такие имена, как Репин, Айвазовский, Шишкин, Васнецов, Саврасов, Верещагин, Куинджи, Поленов, Серов... Это, безусловно, были очень талантливые мастера. Каждый из них работал в свей манере, в своей технике, в своём жанре. И это был один и тот же классический реализм.
Мировое изобразительное искусство прошло большой путь. От обобщённых эллинистических изображений, носящих больше философский характер (наследие Египта), к персональному, конкретному стилю Рима, потом плоскостное с условными пропорциями средневековье; возрождение, раскрывшее золотое сечение и создавшее прямую перспективу, сочетание портрета с пейзажем и знанием анатомии; готика, отрицавшая материальность и устремлённая к небесам; родилась бытовая живопись и натюрморт; классицизм; позже появился импрессионизм и даже абстрактная живопись (
прореха на человечестве, которую я в упор не воспринимаю). Но ведь ни одно из упомянутых направлений не зародилось в Российской империи. Поэтому классицизм, которому учили в России начинающих художников в Академии, не вносил ничего нового в развитие мирового искусства, хотя работы были талантливыми и зачастую гениальными. Ну, если я внесу $10 млн в свой счёт в банке, я стану уважаемым и почётным вкладчиком, положительно повлиявшим на состояние этого банка, но на мировую финансовую систему это никак не повлияет.
Я был в музеях Прадо, Уффици, Дрезденской галеррее, на музейном острове в Берлине; я не видел там ни одной картины русских художников.
Я трижды был в общей сложности 1,5 месяца в Карловых Варах и Марианских Лазнях в Чехии. Там не много развлечений, и для курортников ежедневно возле источников минеральной воды по 2-3 часа играет симфонический оркестр, исполняющий популярную классическую музыку. Это были сочинения Бетховена, Моцарта, Штрауса, Грига, Брамса, Вивальди, Шопена... За 40 дней только один раз я услышал вальс цветов Чайковского из "Щелкунчика". Даргомыжский, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов слишком "русские", они внесли огромный вклад в русскую культуру, но не стали образцом для европейских копозиторов. Глинка, услышав испанское канте хондо, понял, что музыка должна создаваться на национальной основе. Да, искусство должно использовать достижения национальной культуры (я не сторонник Рубинштейна), но, чтобы стать интернациональным, оно должно поднимать общечеловеческие проблемы и поднимать мировую культуру на новые "ступеньки" развития.
Подводя итог всему сказанному в постах с меткой "Дориан_Грей", хочу сказать, что величие России - не более, чем сладкая ложь. Она живёт и на ура воспринимается теми , кто подсознательно ощущает свою никчемность, но боится признаться себе в этом. Обратите внимание, как в России радуются и аплодируют любому эстраднику, говорящему о тупости, слабости, разврате или отсуствии чувства юмора у иностранцев. Как восторженно встречают любое заявление о непобедимой мощи России, о её решающем влиянии на науку, технику, искусство, на её высочайшую духовность и лидерство во всём. И этот миф всячески поддерживает власть - у нас всё зашибись, только вот враги мешают, а то бы мы...
Состоявшийся человек не нуждается в пёстром наряде. Ньютон и Эйнштейн не бравировали своей гениальностью. Лучшие умы России прекрасно понимали, и сейчас понимают, ментальность основной массы её населения, некоторые вносили посильный вклад в её изменение, но психология - самая инертная штука на свете, а их усилиям противостоит система СМИ.
Помните, Дориан Грей наслаждался мнимой молодостью и красотой, пока его истинная суть его не убила.