Предыдущие посты - по тегу эрехтейон.
Бросив последний взгляд на портик кариатид, зритель, двигаясь на восток, видит прежде всего южную стену, занимающую очень много места. По контрасту с мелкими формами портика кариатид южная стена - это недифференцированная сплошная поверхность, которая переводит зрителя с близкой точки зрения обратно на среднюю точку. Портик кариатид притягивает к себе, а южная стена отталкивает.
Теперь зритель видит рядом друг с другом тёмный портик кариатид и светлую южную стену. Это сопоставление сделано очень искусно, образуется контраст в самых разных смыслах.
Портик кариатид - маленький, тёмный, насыщенный вертикалями фигур, состоящий как бы из живой материи, наполнен изобразительными формами, пронизан пространством, глубокий. Светлые фигуры в нём выделяются освещающими их лучами солнца на фоне затемнённого пространства.
Южная стена - большая, ярко освещённая, протяжённая по горизонтали, представляющая собой сумму геометризованных квадров. Совсем плоская, замкнутая, отталкивающая от себя зрителя, она является "спиной" какого-то помещения. Южная стена - одна из наиболее замечательных частей композиции.
Архитектор осмелился придать части здания, выдвинутой на самое видное место, вид простой гладкой стены. И он сумел самыми простыми средствами привлечь внимание и продержать зрителя в напряжении при рассматривании обнажённой стены! Она производит особенно сильное впечатление после первой архитектурной картины и портика кариатид. Её элементарная простота и строгая чистота её архитектурной формы воздействуют с особой силой.
П
еред архитектором стояла сложная задача: поставить против Парфенона, самого замечательного классического здания Древней Греции и всего тогдашнего мира,здание, которое могло бы смотреться рядом с ним. С одной стороны, оно не должно было мешать восприятию Парфенона , а с другой - само не должно было стушёвываться и представлять самостоятельную архитектурную ценность. Сооружая перед Парфеноном постройку, обладающую самостоятельным архитектурным образом, архитектор создавал этим новый ансамбль, в который входили одновременно как новое здание, так и Парфенон.
Рядом с Парфеноном невозможно было поставить второй периптер без того, чтобы не создать впечатления однообразия, которое нарушило бы силу воздействия архитектуры Парфенона на зрителя.
Архитектор Эрехтейона блестяще вышел из затруднительного положения тем, что воздвиг против колоннады Парфенона простую гладкую стену, которая резко с ней контрастирует.
Однако придать южной стороне Эрехтейона вид только гладкой стены было невозможно в силу необходимости связать эту стену с колоннадой Парфенона.
Портик кариатид нарушает однообразие южной стены. Он, кроме того, дополняет южную стену мотивом портика, который до некоторой степени напоминает стоящий прямо против него портик Парфенона. Вместе с тем, он очень сильно отличается от него по своим формам.
Южная стена представляется простой только на первый взгляд. На неё перенесены концепции ордера. Эта тектонизация имеет несколько планов. Большое значение имеет расположение южной колонны восточного портика - это позволяет проследить глазом, как элементы ордера перенесены с портика на глухую стену (я писал об этом
раньше).
Стена имеет то же трёхчастное членение, что и ионическая колонна. Она имеет собственную базу и свою капитель, высота которой соответствует высоте капители колонны восточного портика. Их особенно роднит характерный рисунок орнамента, состоящего из пальмет.
В стене противопоставлены ортостаты и квадры рядовой кладки над ними. Квадры все примерно одной величины и формы. Прямоугольник отдельного квадра находится в пропорциональной зависимости от прямоугольника южной стены в целом. Это сразу бросается в глаза. Благодаря этому отдельные квадры композиционно связываются с южной стеной, взятой в целом.
К вечеру наступает новый эффект. В течение дня со стороны портика кариатид надвигается на стену тень от портика, которая тем больше, чем ниже опускается солнце. Эта тень - эффектный мотив, теснее связывающий портик кариатид и южную стену.
Одна и та же южная стена представляет собой нечто различное в зависимости от того, рассматриваем ли мы её в составе первой архитектурной картины, или воспринимаем её как фон для портика кариатид, сосредотачиваем ли внимание на ней самой, воспринимаем ли её вместе с Парфеноном или смотрим на неё при дальнейшем обходном движении вокруг здания.