В
29ой кинорулетке у
iw_gdk выбрала фильм Жульена Дювивье, который сама давно хотела посмотреть -
Мари-Октябрь/Marie-Octobre (1959) - снят по мотивам одноимённого романа Жака Робера (1948).
Камерное расследование бывших подпольщиков, участников Сопротивления, спустя 15 лет с момента гибели их руководителя Кастиля и распада группы, попытка выяснить, кто же все-таки их сдал гестапо.
Совсем недавно два члена группы узнали, что предатель был среди них.Один из них хозяин особняка, бывшего их штабом, а вторая - Мари-Элен по кличке Мари-Октябрь, единственная женщина в группе, в которую были влюблены, похоже, все. Поэтому под предлогом встречи памяти их руководителя были собраны все эти теперь весьма респектабельные люди, среди которых есть даже священник.
Что же они будут делать с предателем, если найдут? А это было решено всеми весьма прагматично перед началом поисков: предатель напишет предмертную записку о том, что ему стыдно перед своими товарищами, и застрелится.
И страсти закипели нешуточные - под подозрением все, включая саму Мари-Октябрь, которая как раз и настояла на подобном расследовании.
И если задаваться вопросом, а зачем все это было нужно, то надо обязательно дождаться финала, там будет дан вполне исчерпывающий ответ. Насколько это приемлемо в мирное время, решать как раз зрителю.
В ролях Даниэль Дарьё, Лино Вентура, Бертран Блие и другие. И есть советский дубляж, где роли озвучили Валентина Караваева, Марк Бернес, Михаил Названов и другие.
Сейчас фильм смотрится несколько тяжеловесно, довольно много общих статичных планов: все стоят и смотрят, часто в одну точку. Если какой-то герой вырывается из общего круга, приговаривая, что предатель предателем, но по телевизору спортивный матч, то его быстро возвращают на место, и опять все стоят и смотрят.
Буквально в предыдущий день я посмотрела другой фильм Дювивье, снятый в 1930м году - Дамское счастье/Au bonheur des dames. Заметно, что тогда режиссер искал и пробовал новое, под влиянием эпохи, мне даже трудно было осознать, что я смотрю немое кино, сколько экспрессии было в кадре.
А в Мари-Октябрь никакого вам уже Эйзенштейна и Кулешова.