20

Mar 12, 2024 17:00

В кинорулетке у dart_maus Один, два, три, смотри! я выбрала фильм Алексея Германа Двадцать дней без  войны (1976).


Я его целиком и полностью никогда не смотрела, но хорошо помню эпизод с часами, где героиня Ахеджаковой спрашивает у Лопатина, главного героя, почему муж передал часы, а ее сын кричит на мать, потому что давно уже все понял.


Вот теперь меня занимает вопрос, а почему я его не смотрела. Наверное, не доросла еще до Германа, хотя его Проверку на дорогах и Лапшина признаю и ценю. А представление о 1942-43м годах в Ташкенте у меня сложилось яркое и свое, могла б писать, то уже создал б историю жизни артистов больших и малых театров в эвакуации.
А еще обнаружила, что я совершенно не знаю Константина  Симонова, автора сценария, да и просто  идейного вдохновителя фильма, без которого кино бы просто не состоялось, только, как автора строк
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло...

и как мужа Валентины Серовой.
Симонов настоял на том, чтобы Алексей Герман, молодой режиссер всего одной картины, которая легла на полку ( Операция "С новым годом" стала позже Проверкой на дорогах), снял по его сценарию на основе части из романа Так называемя личная жизнь фильм, а главного героя Лопатина, военного корреспондента, сыграл Юрий Никулин. Подумать только, клоун и всесоюзный любимый Балбес.

Снимали фильм полтора года, Герман добивался максимальной достоверности в кадре, к сожалению, пострадал  замок 16 века в Немане, он определенно был уже плох, но лишился еще одной стены.

«Ненависть, которую испытывала ко мне группа, была беспредельна, Ванны в составе, естественно, не было, а сортиры оказались такие, что лучше о них не вспоминать.

А.Герман

К истории.
Военный журналист Лопатин едет из под Сталинграда в небольшой отпуск, что такое 20 дней -  в то время дорога в тыл могла занимать недели, в Ташкент, привезти вещи погибшего друга жене, проконсультировать съемочную группу и оформить развод.
У Гемана три мира.
Непосредственно театр боевых действий, жуткая сцена, когда на тебя летят самолеты, они летят бомбить порт, но заодно и кучку военных на берегу.
Поезд - темный мрачный и холодный (съемочная группа жила в неотапливаемом вагоне) проводник в жизнь "без войны", где должно быть по-другому, легче, но это обманное чувство.
В дороге Лопатин выслушивает рассказ летчика,  случайного попутчика (Петренко) о том, как его жена сошлась с другим, в общем-то, история про него, Лопатина, но он ее уже определенно пережил внутри.
Гениальная сцена, наверное, самая сильная для меня в этом фильме.



В поезде же встречает незнакомку ( Гурченко) с очень короткой стрижкой, после тифа?, с которой у него потом в Ташкенте будет короткий роман.


В Ташкенте будет друг (Николай Гринько), объясняющий, почему он не там, жена погибшего друга ( Екатерина Васильева), которая не хочет видеть Лопатина, будут кинодеятели, которые лучше знают, как там, жена (Люсьена Овчинникова) с новым мужем, странная тетка с часами, Новый год, завод, где работают женщины и дети, и досрочное возвращение обратно.


Прекрасное кино о людях во время войны, тяжелое, честное. Пересказывать его бессмысленно, подлинный дух Германовских фильмов не объяснить.

кино вино и домино

Previous post Next post
Up