Москве творится разгильдяйство и халатность по отношению к установке знаков 5.17. В других крупных и не очень городах такие знаки установлены в соответствии с ГОСТ. И остановки грамотнее организованы.
Например, Санкт-Петербург
Екатеринбург
Магнитогорск
Нижний Тагил
Начнем с требований ГОСТ
ГОСТ Р 52289-2004 различает знаки автобусной (и/или троллейбусной) и трамвайной остановки, правила их установки.
Согласно ГОСТ Р 52289-2004 (п. 5.6.23, стр. 19),
5.6.23 Знаки 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", 5.17 "Место остановки трамвая" и 5.18 "Место стоянки легковых такси" применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси.
Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.
Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре.
Знак 5.17 устанавливают справа от проезжей части при расположении трамвайных путей посередине проезжей части или слева от проезжей части с односторонним движением.
Дублирующий знак 5.17 устанавливают:
- при наличии приподнятой посадочной площадки, расположенной вдоль трамвайных путей - в начале этой площадки;
- без посадочной площадки на дорогах с двумя или более полосами движения в данном направлении - над левой полосой.
При необходимости указания протяженности одного или нескольких расположенных друг за другом остановочных пунктов допускается применять знак 5.16 с табличкой 8.2.1. Знак при этом устанавливают в начале первого остановочного пункта.
Информацию о маршрутах указывают в соответствии с ГОСТ 25869.
3.4 Знак дублирующий: Знак, установленный в том же поперечном сечении дороги, что и основной знак, служащий для повышения надежности восприятия информации участниками движения.
Итак, на обочине знак 5.17 должен быть обязательно, и если дорога имеет 2 и более полос в данном направлении - то должен быть еще один 5.17 над левой полосой. Все логично: чтобы с левой полосы тоже было видно остановку. А не просто трамвай встал: то ли там пробка трамвайная, то ли он на свой красный встал, то ли электричество отключили.
В ПДД есть пункт 14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Именно знак 5.17 должен указывать водителям, где есть остановка.
Прошу заметить, белая табличка с перечислением маршрутов и интервалами их движения - это не дорожный знак! Это - табличка со списком маршрутов. У нее даже краска не световозвращающая.
Что происходит в Москве
Я наблюдал ситуацию в Центральном, Восточном, Юго-Восточном, Южном, Юго-Западном и Северо-Западном округах Москвы. Большинство остановок НЕ имеет знаков 5.17. Кое-где есть знак на обочине, но нигде я не видел, чтобы на дороге с 2 и более полос был знак над левой полосой.
Безусловно, лидирует по бардаку проспект Буденного! Где остановки трамвая, и где вдруг появятся люди на проезжей части - вообще непонятно.
Краснопрудная улица - хороша! Пассажирам тоже нужно перейти через 3 полосы для посадки. Знаков трамвайной остановки - нет вообще.
Улица Стромынка - знаков нет вообще, т.е., это - не остановка, ни автобуса, ни трамвая. Просто лавочка с крышей, посидеть, от дождя спрятаться. Или такой продвинутый рекламный щит?
Еще со Стромынки - опять пассажиры переходят 3 полосы, знаков - нет.
Улица Вавилова. Снова переход через 3 полосы. Один знак 5.17 есть далеко на обочине.
Улица Свободы. Ситуация удовлетворительная: всего 2 полосы, и есть 1 знак на обочине.
Что исправили после моего обращения
По указанным в обращении адресам исправили не особо много. Я знал, что в Москве дорожными знаками заведует ГУ ЦОДД. Но оказалось, что не совсем всеми. Знаками остановок заведует ГУП «Мосгортранс». И более того, многие павильоны остановок находятся на балансе сторонних организаций.
Например, остановка «Преображенский рынок» на одной стороне дороги находится на балансе ГУП «Мосгортранс», а остановка «Преображенский рынок» на другой стороне дороги - на балансе ООО «МЦКДО».
«Мосгортранс» на своих остановках знаки установил. Остальным - направил предписания. Остановка «Преображенский рынок»: было и стало.
Что не исправили
Первомайская улица. Вы видите знак остановки? Например, при зеленом светофоре, надо проезжать перекресток или стоять вместе с трамваем?
Первомайская ул., остановка «М. Первомайская» направление в центр установлен остановочно-торговый модуль, находящийся на балансе организации ИП Позоидис М.В., в адрес которой направлено предписание о монтаже соответствующего дорожного знака.
Так было год назад. Осенью этого года знака так и не появилось.
В ответе Мосгортранса были указаны не все адреса. На Стромынка так все и осталась. Обособлять трамвайные пути - да. Устанавливать знаки 5.17 - нет.
Проспект Буденного - без изменений.
Сканы официальных ответов