Светлана Владимировна Лурье, один из крупнейших русских ученых-гуманитариев нашей эпохи, человек как мало кто сделавший для понимания что такое этнопсихология и, в частности, психология русского народа, скончалась сегодня от ковид. До Санкт-Петербурга не довезли, умерла в реанимобиле.
Оставляя личные эмоции, для тех, кто совсем не в контексте, постараюсь объяснить кто была такая и чем была важна скончавшаяся сегодня Светлана Владимировна Лурье (Смирнова) (1961-2021).
С.В. Лурье практически в одиночку противостояла в российской этнологической науке так называемому «конструктивизму» и прочим ересям, утверждавшим, что этнос это социальный конструкт. Она с чрезвычайной убедительностью показала, что этнос это психологическая реальность, определенный способ видеть мир и действовать в мире. И этот способ не зависит от социальных факторов и тем более от личного выбора. Даже ненавидеть или разрушать сам себя этнос будет по своему.
В своих исследованиях финской картины мира, русского национального характера, этнопсихологии армян, она показала, что этнос это реальность чрезвычайно глубоко прошитая в коллективной психологии. Отношения этноса с миром и с самим собой закрепляются в определенные константы, шаблоны восприятия и действия, и в разных обстоятельствах, отвечая на разные вызовы, этнос упаковывает эти обстоятельства и вызовы, внешне непохожие, в свою картину миру. Лурье назвала это этническими константами, определяющими параметры картины мира.
Лурье поставила на единственную верную почву проблематику национального характера - носителем национального характера является не индивид, а этнос в целом. То есть не Вася сбежал из дома, потому что у всех русских бродяжья душа, а русские как этнос имеют глубинную установку на бегство от государства, которое их догоняет, и так Россия расширяется. При этом русские одинаково могут быть и в убегающих, и в догоняющих, и во взирающих на это со стороны. Этнос развивается в истории через функциональный конфликт.
Чрезвычайно важно введенное Лурье понимание традиционного сознания. Традиционное не равно архаическое. Традиционное сознание это то сознание, которое на «додискуссионном» уровне сохраняет этническую картину миру и делает этот мир познаваемым для этноса. Без традиционного сознания, без набора бессознательных схем и установок, мир попросту не познаваем. Если этническая традиция разрушена, то этнос попросту перестает понимать что с ним происходит, новая информация не усваивается и не проясняет ситуацию.
Наряду с традиционным существует и личностное сознание, то есть способность не только транслировать, но и наращивать и изменять культуру, причем важно понимать, что традиционное и личностное противостоят не как традиция и модерн, а как обывательски-массовое и элитарное. Самое же ужасное - это ситуация, когда в эпохи смуты традиционное и личностное сознания сменяются их эрзацами, наборами пустых лозунгов и кричалок.
В своих «Метаморфозах традиционного сознания» С.В. Лурье изложила свою теорию описывающую психическую структуру и историческую динамику этноса, а в «Исторической этнологии» дала так сказать схоластическое изложение, которое должен был бы выучить наизусть каждый, кто что-то говорит и пишет про этнические феномены. К сожалению, в целом ее теория практически игнорировалась, так как она была совершенно неудобна «официальному конструктивизму». Нельзя сказать, что её не цитировали, но базовой парадигмой её идеи при всевластии тишковщины конечно не стали и стать не могли. При этом С.В. Лурье была одним из тех немногих исследователей, кто находился на уровне мировой психологической антропологии и она по мере сил постаралась передать этот опыт русским читателям, выпустив специальное пособие «Психологическая антропология» в котором системно изложила всё, что знает и выступив в роли культурного переводчика.
Огромное внимание она уделяла такой интересной теме как империология - сходства и различия в моделях имперского действия Российской и Британской империи, векторы геополитической экспансии и их идеальное наполнение. С.В. Лурье всегда была сторонницей, если так можно выразиться, имперского идеализма, считая, что узкий прагматизм и национальной эгоизм в русском случае в значительной степени обесцениваются смысл геополитических действий, в том числе и для нас самих. Тут с ней многие были несогласны, в частности я, поскольку по части этого имперского идеализма она порой перебирала. Но в одном она, несомненно, была более права, чем её критики - у русских, определенно, есть, историческая миссия не сводящаяся к выживанию. И эта миссия заключена в формуле «Третий Рим». Без геополитических усилий в этом направлении мы скоро начнем чувствовать дискомфорт и беспокойство именно как целое, как этнос, так как попытаемся жить поперек своей центральной культурной темы. Другое дело, что, на мой взгляд, любая имперская экспансия должна вестись так, чтобы не подрывать силы этноса, её ведущего.
Светлана Владимировна активно работала до последних лет. Только что я обнаружил написанную ею для богословских трудов СПбДА статью о том, что такое бессознательное с православной точки зрения. И с чего было бы ей не работать, ей было только 60, в жизни все более-менее налаживалась, но тут пришла пандемия, которая превратила русский интеллектуальный пейзаж в полупустыню. И вот настолько трагическая и преждевременная смерть. Еще вчера я все-таки верил, что все обойдется. Не обошлось.
Помолитесь все о новопреставленной рабе Божией Фотинии.
И давайте изучать её труды. Пусть незаслуженно не полученное ею в полной мере при жизни признание придет хотя бы после столь ранней и несвоевременной кончины.