Нарушая хронологический порядок передам свежие впечатления. Я и заочно считал скульптуры Храма Зевса Олимпийского вершиной греческой и пожалуй мировой скульптуры. Особенно это касалось западного фронтона, представляющего битву лапифов с кентаврами. Увидев это своими глазами я многократно утвердился в этом мнении. Перед нами абсолютный шдевр. Битва порядка и хаоса. Человеческого и человекообразного. Битва цивилизации и варварства. Актуальнейший для сегодняшнего дня сюжт, почему я и дал свой иронический заголовок.
Напомню мифическую канву. Приглашенные на свадьбу царя лапифов Перифоя с Гипподамией пьяные кентавры напали на лапифок, а кентавр Эвритион посягнул на саму Гипподамию. Лапифы и присутствующий на свадьбе Тесей перебили большую часть кентавров, а прочих изгнали.
Олимпийский скульптор изобразил наивысшее напряжение битвы. Покровительствующий людям Аполлон простер руку над Перифоем. С другой стороны занес мечь на кентавра Тесей. Гипподамия пытается освободиться от грязных объятий Эвритиона. Рядом с ней лапифка пытается освободиться от схватившего ее за волосы кентавра, на которого, в свою очередь, обрушился человек. Из угла в ужасе наблюдают женщины-лапифки. С другой стороны Тесей поражает кентавра, лицо которого искажено варварскими страстями, тем сильнейшими, что лапифка вцепилась ему в бороду. Рядом сплелись в борьбе кентавр и юноша-грек. Еще правее лапифка вырывается от кентавра которому приставил уже меч к горлу ее защитник. Одновременно высшее напряжение борьбы - и олимпийское спокойствие. Ярость схватки и абсолютная пластичность линий. Тот, кто видел этот рельеф просто обязан признать, что там самая классическая античность действительно существует, а не выдумана в 18 веке классицистами.