Расставание с грустью...

Nov 13, 2006 22:12


Все-таки ЖЖ страшно портит людей, даже очень хороших. Причина, опять же, понятна, - не соответствует нашему цивилизационному типу виртуальная коммуналка, в которой ни скрыться нельзя, ни дать в морду невозможно. Даже лучших людей ЖЖ морально уродует. Не знаю уж, лучший я или худший, но и меня уродует ( Read more... )

Leave a comment

kleo November 14 2006, 05:25:51 UTC
Я не думаю, что всему виной ЖЖ. Скорее, он выступает как проявитель и как катализатор - он проявляет, ускоряет то, что скрыто в человеке, чего сам человек, по зрелой памяти, наверное, хотел бы избежать в себе... но не выходит, нет: "человек слаб".

И времена, конечно, времена. Лихие времена не располагают к добрым нравам.

Reply

holmogor November 14 2006, 05:32:44 UTC
Так в том-то и проблема, что если это механизм высвобождения в человеке таких-вот сторон, то значит это не очень хороший, опасный механизм. Главное - ив самом деле не соответствующий нашей цивилизационной природе. Не наша сильная сторона - игра собственной идивидуальностью, наша цивилизация воспитывает в нас не столько эту игру, сколько совсем другие вещи. Соответственно в этой игре многие не могут остановится, - вот сидит себе человек в своем офисе и воображает себя прокурором и вершителем судеб и репутаций. И фиг ты его остановишь.

В общем перечти "Философов" Кошена. Там всё сказано. :)

Reply

kislin November 14 2006, 06:54:31 UTC
"Философы" Кошена - это самый пустой из его текстов, опубликованных на русском языке.

Reply

holmogor November 14 2006, 07:03:06 UTC
Зависит от индивидуального опыта. Для меня это очень реалистичный, насыщенный вполне конкретным опытом столкновений с "хозяевами дискурса" текст. Написанный кровью, можно сказать.
Но для жж-тусовщиков очень неприятный. Согласен. Там все про них.

Reply

kislin November 14 2006, 12:28:40 UTC
Просто в вопросах частных типа выборов в Бретани в 1789 г. он понимал ГОРАЗДО больше. Его открытие - новые формы социабельности через всевозможные "ложи" + возникшие на этой основе "общества мысли" - составляет настоящую эпоху в концептуализации истории Французской революции. На этом фоне осмысление просветительской философии выглядит крайне бледно и банально, к сожалению. Ей-богу, если бы вместо этого текста в "Малый народ и революция" вставили какой-либо другой, было бы гораздо лучше...

Насчет хозяев дискурса - в данном контексте Вы подали мне интересную мысль. Дело в том, что мы очень мало знаем про мыслительные альтернативы Просвещению во Франции XVIII в. (до Революции). Возникает вопрос, имело ли место "выдавливание" со стороны хозяев дискурса или таких альтернатив и впрямь не возникло. Я, имея, поверьте, достаточно серьезное представление об эпохе, склонен придерживаться скорее второй версии.

Reply

holmogor November 14 2006, 12:38:53 UTC
Во всяком случае, в "Философах" Кошен называет имена лиц, которые были напрямую затравлены этой публикой. И потом странно. Если сразу после революции французская мысль дала мощную антипросвещенческую волну, если появился де Местр, если во время самой революции были всевозможные Мирабо бочки, неужели у них совсем не было интеллектуальной платформы? Странно это было бы.

А к "Философам" вы несправедливы. Это не "осмысление философии", это вполне французское по стилю остроумное нравописательство, текст этот силен именно показом механизмов действия этого слоя, - как и другие тексты Кошена.

Reply

kislin November 14 2006, 12:50:22 UTC
Тогда возникает вопрос о том, считать ли конституирующим для хозяев дискурса сам "механизм травли". Дело в том, что эти механизмы использовались в различных ситуациях и необязательно с целью элиминации именно мыслительных альтернатив. Допустим, в те годы масса людей стремилась попасть во Французскую академию не имея для этого объективных оснований. Некоторые стремились обеспечить за собой статус признанных ученых, например, Марат, которого с использованием тех самых механизмов затравил Вольтер. Но оба они были детьми Просвещения. Т.е. это разные секты макронаправления.

Что касается "философов" - дело в том, что Кошен всё же историк и социолог par excellence, а изучение просветительской философии и исследование доминирующих эпистем требует немного других навыков, как представляется.

Reply

holmogor November 14 2006, 12:58:59 UTC
Так он и изучал поведенческую социологию секты философов. Я не заметил у него попыток раскрыть просвещенческую философию как таковую. Или же они настолько банальны, что за социологическими наблюдениями в тексте теряются.

Травля не специфична для противодействия только внешним. Она столь же важна и для внутренних отношений. Скажем, доживи Вольтер до Революции, тот же Марат с ним рассчитался бы с помощью своего листка и отправил бы на Гильотину.
Механизм травли возникает из определенной социальной практики, из "формирования дискурса", то есть представления социальной среды прежде всего как среды коммуникативной, среды "говорения".

Reply

kislin November 14 2006, 13:19:32 UTC
В общем, ИМХО, слабее этот текст, чем остальные.

Во время Революции Марат как раз использовал вполне аналогичные механизмы, только в более брутальной форме, поскольку закрепил за собой неформальный статус "раздавателя серег". В известной степени - был хозяином дискурса.

К предыдущему: вот факт как раз в том, что до Революции во Франции никакого влиятельного "антипросвещения" в помине не было, и лишь Революция дала импульс консерватизму (впрочем, не только ему). Мирабо-Бочка, равно как и какой-нибудь аббаты Мори или даже Малле дю Пан - не являлись крупными и оригинальными мыслителями, увы. И дело здесь не в травле как таковой, дело скорее в том, что на тот момент внятной идеологической альтернативы сформировано не было.

Reply

holmogor November 14 2006, 13:27:24 UTC
Ну дело Ваше. Как эссеистика, для своего жанра, он очень даже... На мой вкус.

Ну так его дискурс и прекратили самым доступным способом.

Понятно, что они мыслителями не были. Но откуда-то же их воззрения брались. Где-то они все же их тоже вычитывали. Видимо это течение было как-то приглушено.

Reply

kislin November 14 2006, 13:49:30 UTC
Скорее всего воззрения брались из некой традиции, причем не обязательно мыслительной - это могла быть вообще установка приверженности старому, преданности монарху. Не думаю, что тут можно говорить о том, что они что-то "вычитывали".

Ну так его дискурс и прекратили самым доступным способом.

Если Вы про убийство его Ш.Корде, то можно заметить, что самый худший период Революции наступил как раз после этого. К тому же убийство было хорошим поводом для легитимации Террора.

Reply

holmogor November 14 2006, 13:57:18 UTC
Любопытный вопрос. Надо посмотреть как строилась их аргументация. Что там было от традиции, а что от каких-то соображений.

Террор-то усилился. Но дискурс прекратился. После смерти Марата вообще дискурсивная сила этой революции пошла резко на убыль, а у ее противников возросла. Во всяком случае у меня сложилось именно такое впечатление.

Reply

kislin November 14 2006, 14:09:19 UTC
Нет, дискурс не прекратился, увы. Как раз наоборот, как только умер Марат, выстроилась целая орава людей, стремившихся завладеть его символическим наследством - Жак Ру (+ другие "бешеные"), Эбер. Основным проповедником Террора де-факто стал Робеспьер, который реально усилил дискурс. Хватило еще на год.

Кстати, уже как-то задавал Вам вопрос, который остался без ответа: купленное Вами издание Ипполита Тэна по истории Революции ("Происхождение современной Франции") - там два первых тома сдвоенные в твердой обложке, а три последующих - отдельные в тонкой (у меня так) или нет? Если не сложно, ответьте.

Reply

holmogor November 14 2006, 14:11:56 UTC
Нет, все 4 переплетены отдельно. В таком "совковом" переплете - в библиотеках полно таких книжек.

Reply

(The comment has been removed)

holmogor November 14 2006, 11:55:00 UTC
Хм. В Вашей речи одно удивительно, - разве человек невиновный должен доказывать свою невиновность в СМИ? Я всегда думал, что ему надо доказывать ее в суде. И только в суде вообще осмысленно доказывать невиновность.

Reply


Leave a comment

Up