Все-таки ЖЖ страшно портит людей, даже очень хороших. Причина, опять же, понятна, - не соответствует нашему цивилизационному типу виртуальная коммуналка, в которой ни скрыться нельзя, ни дать в морду невозможно. Даже лучших людей ЖЖ морально уродует. Не знаю уж, лучший я или худший, но и меня уродует
(
Read more... )
И времена, конечно, времена. Лихие времена не располагают к добрым нравам.
Reply
В общем перечти "Философов" Кошена. Там всё сказано. :)
Reply
Reply
Но для жж-тусовщиков очень неприятный. Согласен. Там все про них.
Reply
Насчет хозяев дискурса - в данном контексте Вы подали мне интересную мысль. Дело в том, что мы очень мало знаем про мыслительные альтернативы Просвещению во Франции XVIII в. (до Революции). Возникает вопрос, имело ли место "выдавливание" со стороны хозяев дискурса или таких альтернатив и впрямь не возникло. Я, имея, поверьте, достаточно серьезное представление об эпохе, склонен придерживаться скорее второй версии.
Reply
А к "Философам" вы несправедливы. Это не "осмысление философии", это вполне французское по стилю остроумное нравописательство, текст этот силен именно показом механизмов действия этого слоя, - как и другие тексты Кошена.
Reply
Что касается "философов" - дело в том, что Кошен всё же историк и социолог par excellence, а изучение просветительской философии и исследование доминирующих эпистем требует немного других навыков, как представляется.
Reply
Травля не специфична для противодействия только внешним. Она столь же важна и для внутренних отношений. Скажем, доживи Вольтер до Революции, тот же Марат с ним рассчитался бы с помощью своего листка и отправил бы на Гильотину.
Механизм травли возникает из определенной социальной практики, из "формирования дискурса", то есть представления социальной среды прежде всего как среды коммуникативной, среды "говорения".
Reply
Во время Революции Марат как раз использовал вполне аналогичные механизмы, только в более брутальной форме, поскольку закрепил за собой неформальный статус "раздавателя серег". В известной степени - был хозяином дискурса.
К предыдущему: вот факт как раз в том, что до Революции во Франции никакого влиятельного "антипросвещения" в помине не было, и лишь Революция дала импульс консерватизму (впрочем, не только ему). Мирабо-Бочка, равно как и какой-нибудь аббаты Мори или даже Малле дю Пан - не являлись крупными и оригинальными мыслителями, увы. И дело здесь не в травле как таковой, дело скорее в том, что на тот момент внятной идеологической альтернативы сформировано не было.
Reply
Ну так его дискурс и прекратили самым доступным способом.
Понятно, что они мыслителями не были. Но откуда-то же их воззрения брались. Где-то они все же их тоже вычитывали. Видимо это течение было как-то приглушено.
Reply
Ну так его дискурс и прекратили самым доступным способом.
Если Вы про убийство его Ш.Корде, то можно заметить, что самый худший период Революции наступил как раз после этого. К тому же убийство было хорошим поводом для легитимации Террора.
Reply
Террор-то усилился. Но дискурс прекратился. После смерти Марата вообще дискурсивная сила этой революции пошла резко на убыль, а у ее противников возросла. Во всяком случае у меня сложилось именно такое впечатление.
Reply
Кстати, уже как-то задавал Вам вопрос, который остался без ответа: купленное Вами издание Ипполита Тэна по истории Революции ("Происхождение современной Франции") - там два первых тома сдвоенные в твердой обложке, а три последующих - отдельные в тонкой (у меня так) или нет? Если не сложно, ответьте.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment