"Знак четырех" 1932 года (глава из книги "В роли Шерлока Холмса")

Oct 12, 2023 06:30


Сначала просто выложу главу, потом дополню собственными впечатлениями и скриншотами.

Знак четырех

Премьера сентябрь 1932 года

Производство компании "Асошиэйтед Рэдио Пикчерс"

Продолжительность 75 минут

Черно-белый

Режиссер Грэхэм Каттс





Сценарий в значительной степени основан на повести Конан Дойля. К Холмсу (Артур Уонтнер) приходит напуганная Мэри Морстен (Исла Беван), оставшаяся в Лондоне совсем одна после исчезновения ее отца, капитана Морстена.



Она получила прекрасное жемчужное ожерелье от неизвестного доброжелателя. Взявшись за это дело, Холмс и Уотсон (Ян Хантер) встречаются с эксцентричным Тадеушем Шолто (Майлз Маллесон), брат которого был убит. Затем сыщик узнает о сокровищах Агры, похищенных отцом Шолто и капитаном Морстеном. Холмс понимает, что убийство было актом мести человека, которого лишили своей доли похищенных сокровищ. В конечном итоге след приводит к одноногому Джонатану Смоллу (Грэхэм Суттен) и его ужасному низкорослому соучастнику Тонге (Того), которые работали в одном аттракционе в парке развлечений. Смолл похищает Мэри, и кульминацией фильма, так же, как и повести, становится погоня за преступниками по Темзе на полицейском катере. Злодеи убиты, и Уотсон, наконец, набирается смелости и просит Мэри стать его женой. Она соглашается, а Холмс откликается на это фразой: Удивительно!



Снятый на «Нью Илинг Студиос» в феврале и марте 1932 года «Знак четырех» был третьим фильмом о Холмсе с участием Артура Уонтнера, но его выпустила не «Твикенхэм Филм Студиос» - компания, выпустившая другие фильмы. Как ни странно, ни Уонтнер, ни образ Шерлока Холмса не были связаны контрактом со студией «Твикенхэм», поэтому в дело ловко вмешалась «Асошиэйтед Рэдио Пикчерс» и перехватила блестящего актера для съемки в собственном фильме.

Их изображение Холмса было несколько иным, в основном из-за того, что это был подход американского продюсера Роланда Ли. Он говорил тогда:

«Шерлок Холмс должен быть ярким, живым героем, тигром среди обычных мужчин, сражающимся сыщиком, суперменом во всем. И он должен быть именно таким… Мог ли Шерлок Холмс просто играть на скрипке и употреблять наркотики, когда ему требовалось вдохновение? Ни в коем разе. Он был МУЖЧИНОЙ! Остроумным - какое чувство юмора!; сильным - посмотрите, как он боролся с великим Мориарти; спортивным - вспомните, как он бежал за собакой Баскервилей. Какой человек! Шерлок Холмс был придавлен, будто лепесток розы, положенный между страниц книги. Теперь я собираюсь сделать его тем человеком, каким он и был… вовсе не мечтательным сыщиком, проводящим время за беседой с доктором Уотсоном.»

И определенно, лаконичный Уонтнер выглядит в этом фильме более подвижным и живым , чем в двух предыдущих. Он кажется более энергичным, даже в первый и последний раз, позволив себе вступить в рукопашную схватку с преступниками. Также было заметно, что он говорил более быстро, что вызвало нарекание со стороны одного американского рецензента: «Диалоги, которые произносит британский актерский состав, часто звучат неразборчиво для американского уха.»
Из актеров, снимавшихся в фильмах студии «Твикенхэм»,Уонтнер здесь был единственным. Минни Рейнер, с великолепным комическим очарованием игравшую миссис Хадсон, заменила Клер Грит. Яна Флеминга не взяли на роль доктора Уотсона, потому что он выглядел бы слишком старым в романтических сценах с Мэри Морстен. Доброго доктора сыграл Ян Хантер, молодой актер тридцати двух лет, но рядом с пятидесяти семилетним Уонтнером он казался скорее сыном Холмса, нежели его сверстником.



Режиссерами некоторых сцен выступили вместе Роланд Ли и главный продюсер Бэзил Дин.

Рецензии на фильм были весьма разнообразны. Тогда как некоторые критики хвалили воссоздание неприглядной атмосферы портовых районов Ист-Энда, другие отмечали плохое освещение и критиковали операторскую работу. Но, как обычно, все рецензенты были единодушны в высокой оценке игры Уонтнера в роли Холмса, а «Нью-Йорк Таймс» назвала фильм «отличной интерпретацией».

Во время его первых показов в Америке демонстрация «Знака четырех» сопровождалась в кинотеатрах показом короткометражного фильма под названием «Дом (Родина) Шерлока». Это был документальный фильм, созданный посредством Вайтафон (это самая первая система в звуковом кино, применявшая раздельную запись и воспроизведение звука и изображения). Этот фильм был снят Альфом Гулдингом по сценарию Джека Хенли, он продолжался двадцать минут и подробно исследовал Лондон и его окрестности.

***

Теперь, что хочется сказать подробнее. В общей сложности я посмотрела этот фильм два раза, плюс еще один раз, когда делала скриншоты, и этот процесс доставил мне большое удовольствие)

Я как-то не заметила, что Холмс тут сильно похож на супермена)) И мне и первый фильм с Уонтнером очень понравился, но тут в самом начале, есть несколько эпизодов, которые мне особенно запомнились и понравились.
Для начала просто о сюжете и сценарии. Конечно, фильм по мотивам и к тому же еще осовремененный. Поэтому Джонатан Смолл то быстро уезжает на такси, то гоняет на очень конкретном таком катере, это настоящая моторная лодка. И сам Джонатан Смолл выглядит, как обычный громила из фильмов в жанре нуар.



Значит, теперь дальше.

Уотсон. Вот даже не знаю, как сказать. Но этот Уотсон заставил меня вспомнить то, что я совсем недавно вычитала у Чертанова. Он, конечно, не блещет большим умом, может, даже не только большим)) Но порядком самодоволен и чтоб покрасоваться перед девушкой пытается даже посмеяться над Холмсом. И если в каких-то экранизациях доктор Уотсон терпеливо сносит любые выходки Холмса, то здесь картина иная. Нет, этот молодой Уотсон совсем не плох, но в чем-то он, в лучшем случае , большое дитя. И вот у него точно все на лице написано: радость, непонимание, озадаченность.





И Холмс все это воспринимает с редким добродушием. И характерно, что тут Холмс называет Уотсона странным человеком.
"Сколько уже раз я рассказывал вам о своем методе, и с каждым разом вы удивляетесь все больше и больше."

На стене гостиной висят две перекрещенные рапиры, и это почему-то мне напомнило о Верне. А над ними, судя по всему, боксерские перчатки - только сейчас заметила) Как-то ненавязчиво и в то же время это как ружье, которое должно выстрелить, раз уж нам его показали)



Потом дальше входит миссис Хадсон и докладывает, что мисс Морстен пришла. Холмс такой: - Цель визита?



Потом вот я уже как-то говорила о его отношении к женщинам. И вот тут вообще каноничнее некуда) Вот даже, как у Дойля написано про миссис Хадсон, что "Она симпатизировала ему за удивительную мягкость и вежливость в обращении с женщинами." Вот в этих фильмах Уонтнер это прекрасно демонстрирует. Он очень вежлив и учтив и держит себя так располагающе, как это только возможно. Очень внимательно слушает, иногда мягко и благожелательно улыбаясь. И в нем при этом не чувствуется какого-то сексизма, если и есть какая-то снисходительность, то он точно так же говорит и с Уотсоном)



И вот кстати, отдельно хочется сказать об их отношениях с миссис Хадсон. В них есть и некоторая доля юмора - они периодически слегка подшучивают друг над другом, и у миссис Хадсон порой не хватает духу бранить его, а Холмс более, чем обходителен с ней, помогает убрать со стола и предупредительно откроет дверь.

Этот кадр из "Спящего кардинала"



Здесь еще был забавный момент, когда Холмс канонично явился на Бейкер-стрит, переодетый старым матросом, и Джонс и миссис Хадсон попались на эту удочку. Миссис Хадсон даже торопливо убрала со стола какую-то шкатулку Но потом оказалось, что это Холмс, и ей стало неловко:

- Простите меня, мистер Холмс!
- За что, миссис Хадсон?

Надо сказать, что отношения Уотсона и Мэри Морстен развиваются тут с молниеносной скоростью. Сказать, что это любовь с первого взгляда, все равно, что ничего не сказать. От пережитых волнений она теряет сознание и Уотсон быстро подхватывает ее на руки и относит на диван.



Не проходит и пяти минут, как он уже страстно сжимает ее руку.



Но вот это его ухаживание, как я уже сказала, заставляет его вести себя не очень корректно в отношении Холмса. Он тут несколько раз даже начинает немного опасаться, как бы Мэри не отдала предпочтение его проницательному другу и ,на мой взгляд ,ведет себя не слишком красиво, пытаясь представить Холмса в глазах Мэри человеком со странностями, о чем ему, кстати, тут же намекает Холмс.







Тут есть забавная сцена, когда эта парочка уже готова обо всем забыть и тут Холмс нарушает эту идиллию, нажимая кнопку звонка и вызывая миссис Хадсон





А потом Холмс вдруг заявляет миссис Хадсон:
- Мисс Морстен ужинает сегодня со мной.



Но потом, увидев лицо Уотсона, добавляет:
- Но мы, конечно, накормим и доктора Уотсона)

Вообще хочется еще раз сказать, что здесь Холмс очень здравомыслящий человек, который точно не нуждается ни в чьей опеке. И если у него и есть какие-то странности, то уж его точно никто не назовет безумным. Причем у меня здесь неоднократно было впечатление, что его ум распространяется не только на раскрытие преступлений, и видно, что та же миссис Хадсон порой советуется с ним в том, что ее беспокоит и находит у него не только совет, но и поддержку.
Но вернусь к Уотсону и его скоропалительному роману)
Примечательно, что когда мисс Морстен уходит, Холмс тут же говорит Уотсону:
- Перестаньте с ней так открыто флиртовать.
А потом как бы вскользь делает ряд выводов о мисс Морстен и ее цветочном магазине, который он собирается посетить, между делом замечая, что мисс Морстен девушка одинокая) Тем самым успокаивая тревоги своего друга



И замечательны фразы, которыми они с Уотсоном обмениваются перед уходом Холмса



- Дорогой Уотсон, забудьте о чувствах, сегодня мне нужен боец.

- Надеюсь, Холмс, вам понравится в ее цветочном магазине...



Теперь надо сказать, что еще очень понравилась мне сцена уже на месте преступления. Холмс там сделал выводы о татуировках преступника и тут же спросил Уотсона, есть ли у него татуировки))



А потом очень так по доброму сказал:
- Идите, вас очень ждет дама)



И с такой ласковой, почти нежной улыбкой...

Уотсон уже чуть было не рванул к Мэри, но вдруг опомнился.
- А как же вы?
И Холмс в этой сцене очень трогателен и видно, с каким теплом он относится к Уотсону





Еще такой штрих. Этелни Джонс и его действия, конечно, вызывают у Холмса усмешку, но едва заметную, он вообще здесь очень тактичен и резок бывает только в исключительных случаях.



Ну, и в счастливом финале, после некоторого сарказма, все же видно, что он очень рад за Уотсона.





Короче, Холмс Уонтнера мне очень понравился, и, наверное, именно "Знак четырех" один из лучших его фильмов, хотя их, конечно, всего несколько)

Артур Уонтнер, Шерлок Холмс, В роли Шерлока Холмса, Кино-Холмсы

Previous post Next post
Up