Артур Уонтнер
Хотя за семь лет он снялся в пяти популярных фильмах о Шерлоке Холмсе и был назван одним кинокритиком «идеальным Холмсом», в сущности, актер Артур Уонтнер сегодня не известен.
Из всех киноактеров, одевших двухкозырку и восклицающих: «Элементарно, мой дорогой Уотсон!», ни один не получал столько непосредственных изъявлений одобрения от кинокритиков и поклонников Холмса, сколько Артур Уонтнер. Винсент Старретт, старейшина американских шерлокианцев, сказал о нем: «В наше время, вероятно, в кино уже не будет лучшего Холмса, чем Уонтнер. В меру сентиментальный, его сыщик - подлинное воплощение мыслителя с Бейкер-стрит. Худощавое доброе лицо овальной формы и тихая пророческая улыбка будто бы сошли со страниц книги.»
Вдова Конан Дойля, леди Джин, написала Уонтнеру, выражая свое одобрение и радость от «вашей поистине великолепной игры и виртуозного изображения Шерлока Холмса».
Артур Уонтнер родился в Лондоне в 1875 году, всего лишь за двенадцать лет до появления Шерлока Холмса на страницах книг. Он был, прежде всего, театральным актером, но в 1915 году начал сниматься в кино. Однако, в действительности Уонтнер привлек внимание кинозрителей только после того, как сыграл Холмса.
Добиться роли Великого сыщика Уонтнеру помогла роль другого известного сыщика - Секстона Блейка, которую он сыграл в театре в 1930 году. Не один рецензент отметил тогда поразительное сходство актера с общепринятым образом Холмса, воплощенным на рисунках Пейджета. Эти комментарии журналистов побудили Джулиуса Хагена из «Твикенхэм Филм Студиос» в декабре того же года сделать кинопробы Уонтнера, и он был выбран на роль Шерлока Холмса в будущем фильме этой кинокомпании «Спящий кардинал».
Позже Уонтнер вспоминал о своей работе на «Твикенхэм Студиос»:
«Студия, на самом деле, была ненамного просторнее большого жестяного сарая, не такая, как современные студии. Мы начинали снимать рано утром и продолжали работать всего с несколькими перерывами до позднего вечера. Конечно, нам довольно часто приходилось останавливать съемку из-за сильного шума, когда мимо проходил поезд. Но мы не могли позволить себе много времени на пересъемку, и там не было сложных репетиций или еще чего-то в этом роде».
Фильм имел большой успех, особенно в Америке, где «Биоскоп» написал, что «самообладание и ум Шерлока Холмса в исполнении Артура Уонтнера сделали этот экранный образ выдающимся, превосходящим даже образы, созданные Клайвом Бруком и Джоном Бэрримором".
В последующие шесть лет он снялся еще в четырех эпопеях о Шерлоке. В то время как качество фильмов было не равнозначным, так же как кассовый успех и оценки критиков, игра Уонтнера вызывала у всех единодушное одобрение. Как было написано в «Кинозрителе», в рецензии на третий фильм Холмса-Уонтнера «Знак четырех»: «Артур Уонтнер, как всегда, идеальный Холмс.»
Конечно, время было безжалостно к этим звуковым фильмам, и когда смотришь их теперь, действие кажется замедленным, а Уонтнер выглядит слишком спокойным и по-отечески снисходительным. Его манеры и речь, хоть и убеждают зрителей в интеллектуальном совершенстве сыщика, настолько обычны и повседневны, что ему не удалось передать весьма далекую от реальности натуру Шерлока Холмса.
Последний фильм о Холмсе с участием Уонтнера ,«Серебрянный», был снят в 1937 году, но он сыграл этого героя еще один раз - на радио. В 1943 году, когда Уонтнеру было уже около семидесяти, он выступил по «Би-Би-Си Хоум Сервис» в радиопостановке «Тайна Боскомбской долины»; роль Уотсона исполнил Карлтон Хоббс. И, как известно, позже Хоббс перешел уже на роль Шерлока и в 50-60 е годы прочно обосновался в роли Холмса на радио.
Теперь Холмса Уонтнера уже затмил Бэзил Ретбоун, метафорически поджидавший своего часа. Сегодня фильмы Уонтнера редко, когда показывают по телевидению; в результате чего, печально и несправедливо, что актер, столь впечатляющий в этой роли, и который был «идеальным Холмсом» для кинозрителей 30-х годов, ныне стал «забытым Шерлоком».
***
Что хочу сказать от себя. Решила параллельно смотреть эти фильмы, очень внимательно и подробно, чтоб было, что сказать). И в общем, речь об этом пойдет дальше, но я не могу согласиться здесь со словами Дэвиса о том, что Уонтнеру не удалось верно ухватить необычный образ Холмса - если я, конечно, все правильно перевела) Мне, наоборот, очень импонируют его спокойствие и какая-то очень житейская и благородная мудрость. И если честно, когда я читала, Холмс никогда не представлялся кем-то "не от мира сего". Ну, я пока все же только один фильм посмотрела, но на мой взгляд, Уонтнер один из лучших Холмсов