Честно говоря, у меня стойкое ощущение, что пишу диссертацию) - как всегда, когда приходится что-то переводить по Холмсу, залезаешь в справочники, википедию, собираешь разные доп. материалы. Ну, вот так же и здесь и еще больше, чем обычно. Потому что возникают неясности в процессе перевода и пытаешься хоть как-то в этом разобраться. Кое-что добавлю к материалам книги. Мне кажется, что и эта глава написана несколько сбивчиво, но тема такая, что, наверное, ничего другого ожидать не приходится. Местами это рассказ о том, чего уже нет.
Тем не менее, материала, хоть и кратко и довольно фрагментарно изложенного, собралось немало и я пыталась как можно более полно проиллюстрировать имеющиеся факты об актерах и фильмах, помимо тех фото, что были в книге. И сейчас, думаю, что разделю эту главу на две части - пусть рассказ об Уильяме Джиллетте пойдет отдельно - там будет ряд фотографий и других материалов, и не хотелось бы смешивать все в одну кучу.
Шерлоки немого кино
Свет! Камера! Дедукция!
Как это ни странно, но Шерлока Холмса, в сущности английского эксцентричного детектива, задолго до того, как Британские студии проявили к нему интерес, с огромным энтузиазмом воплотили на экране иностранные кинематографисты.
Шерлок Холмс стал знаковой фигурой в кино почти сразу же, как только начали снимать киноленты и проецировать изображение на экраны. Первым известным фильмом о сыщике стала картина Sherlock Holmes Baffled «Озадаченный Шерлок Холмс», снятая американской студией «Mutoscope and Bioscope Company» в 1900 году.
Click to view
Этот забавный фильм, который продолжается менее минуты, представляет собой нечто большее, нежели примитивные комбинированные съемки. Нам показывают одетого в халат Холмса, (которого играет неизвестный актер, вероятно , работник студии)одураченного грабителем, вломившимся на Бейкер-стрит. Очевидно, этот грабитель обладает особыми способностями, позволяющими ему исчезать и появляться по собственному желанию. Подобное умение озадачивает сыщика - отсюда и такое название.
«Озадаченный Шерлок Холмс» представляет исторический интерес не просто потому, что это первый известный фильм о Холмсе, но еще и потому, что он демонстрирует, что даже на такой ранней стадии развития кинематографа использование имени Шерлока Холмса рассматривалось, как беспроигрышный способ привлечения публики. Таким оно осталось и до сих пор.
Второе появление Холмса на экране произошло в 1905 году, и это вновь случилось на американской студии «Vitagraph». Данный фильм известен под двумя названиями Held for Ransome «Похищение ради выкупа» и Adventures of Sherlock Holmes «Приключения Шерлока Холмса». Он продолжался восемь минут , это был большой шаг вперед по сравнению с предыдущим фильмом и утверждалось, что в основе сценария лежит повесть «Знак четырех». И этот фильм дал нам первого кино-Холмса, личность которого уже можно точно идентифицировать: Морис Костелло.
В конце первой декады двадцатого столетия появилось поразительно много короткометражных фильмов о Холмсе. В 1908 году итальянская студия «Societa Anonima Ambrosio» выпустила фильм Un Rivale de Sherlock Holmes «Соперник Шерлока Холмса» (сейчас не могу не упомянуть, что в книге это название не совсем верно переведено на английский, упущено вот это «de», а это большая разница - надо потихоньку осваивать и итальянский) , а в том же году в Штатах «Крезент Филмс», одна из быстроразвивающихся, но обычно недолговечных, независимых киностудий Нью-Йорка предложила вниманию публики фильм Sherlock Holmes in the Great Murder Mystery «Шерлок Холмс и великая тайна убийства». Похоже, сюжет был навеян «Убийством на улице Морг» Эдгара По и в нем была задействована горилла-убийца.
В то время как Шерлока Холмса совершенно игнорировала только еще зарождающаяся киноиндустрия его родной страны, европейские кинематографисты охотно использовали этот образ в своих фильмах. Датская компания «Нордиск» начала съемки целой серии фильмов о Холмсе. Это невероятное количество фильмов, в некоторых их них речь шла и о джентльмене -взломщике Раффлсе, творении зятя Конан Дойля Э.У.Хорнунга. В добавление ко всему на продолжение всех серий Холмса играют разные актеры.
Похоже, что Вигго Ларсен был ведущей фигурой этого проекта, ибо он не только играл Шерлока в большинстве этих фильмов, но был также их автором сценария и режиссером.
Несколько фотографий Вигго Ларсена
Среди прочих Холмсов были Альвин Нойс, который перед этим играл роль Уотсона,
Форест Хольгер-Мэдсен, (который кроме того играл Раффлса),
Отто Лагони и Хольгер Расмуссон.
Отто Лагони - довольно солидный Шерлок
Этот сериал состоял из тринадцати фильмов, снятых в период от 1908 до 1911 годов, среди них были такие фильмы, как «Шерлок Холмс в газовом погребе», «Похититель бриллиантов», «Мошенничество и дама в сером». Последний фильм был снят по «Собаке Баскервилей», но вместо огромного светящегося пса там выступала странная призрачная дама, несущая смерть членам семьи Баскервилей.
После выхода их последнего фильма о Холмсе « Последний подвиг Шерлока Холмса» , «Нордиск» по-прежнему «осталась на Бейкер-стрит», но пыталась скрыть это. Хотя киностудия и использовала сюжет Дойля из рассказа «Подрядчик из Норвуда», они назвали свой фильм 1912-го года «Детектив под гипнозом» и вывели в нем своего собственного сыщика, профессора Локсли. По неясной причине Локсли играл последний Холмс студии , Хольгер Расмуссон . Затем в 1913 году Локсли вновь появился в фильме, снятом «Нордиск», под названием «Похищенный договор» - завуалированная версия «Морского договора»Конан Дойля.
Тем временем над фильмами о Шерлоке Холмсе стали работать немецкие кинематографисты. В 1910 году Вигго Ларсен начал работу в берлинской киностудии «Vitascope Company» и снялся в роли детектива в ряде их двухсерийных фильмов о Шерлоке Холмсе, где Холмс ведет «битву умов» с Арсеном Люпеном, французским похитителем бриллиантов, созданным Морисом Лебланом, это был своего рода, галльский Раффлс, которого играл Пауль Отто. Было снято пять фильмов: «Старый секретер», «Синий алмаз», «Подложный «Рембрандт», «Побег Арсена Люпена» и «Конец Арсена Люпена».
Схватка Шерлока Холмса(Вигго Ларсен) и Раффлса (Хольгер Мэдсен)
Шерлок Холмс (Вигго Ларсен) и профессор Мориарти (Густав Люнд)
После успешного задержания Арсена Люпена «Витаскоп» сняла фильм «Шерлок Холмс против профессора Мориарти» с Ларсеном в роли Холмса и Паулем Отто, который только что играл Арсена Люпена в роли профессора. Такие перекрестные роли для актеров также озадачивали, как и те тайны, что приходилось раскрывать их киногероям.
Затем появился чрезвычайно успешный, довольно продолжительный немецкий сериал «Собака Баскервилей», состоящий из семи фильмов, который состоял из довольно продолжительного ряда следующих друг за другом глав и их продолжений, как это и было в самом романе. Альвин Нойс начал играть Холмса, но затем его сменили другие актеры. Стэплтон предстает в фильме, как изобретательный и несгибаемый человек. Он не погибает в конце «Собаки Баскервилей» (снято в июне 1914), он просто арестован, но в конце второго эпизода «Уединенный дом» (Октябрь 1914) он сбегает из Дартмурской тюрьмы и отправляется в странный водонепроницаемый дом. Холмс также снабжен современной техникой: у него имеется карманный радиоприемник. В конце этой части Стэплтон не только тонет, его к тому же разрывает в клочья, но в третьей части «Страшная комната» (апрель 1915) он самым чудесным образом вновь появляется, чтобы противостоять Холмсу. Так сериал и продолжался, а его последний эпизод «Дом без окон» появился после Первой Мировой войны в 1920 году.
Холмс (Альвин Нойс) - пленник Стэплтона в "Собаке Баскервилей" (1914)
Юный Билли и Шерлок Холмс (Альвин Нойс) с констеблями
Арест доктора Морса. Холмс (Альвин Нойс)
В 1912 году Конан Дойль продал права на съемки фильма о Холмсе французской кинокомпании Eclair, хотя сам он лично и не участвовал в работе над фильмами. Картины о его героях снимались в том году и в Британии с почти полностью британским актерским составом, за исключением Жоржа Тревилля, который играл Холмса.
Жорж Тревиль в фильме "Серебрянный"
Восемь фильмов этого сериала, заявленных как совместное франко-британское производство, имели лишь некоторое отношение к рассказам Конан Дойля. Так, например, в «Пестрой ленте» Холмс, переодетый богатым иностранцем, посещает Сток-Морон , дом негодяя Гримсби Ройлотта, чтоб попросить руки его падчерицы; а в «Медных буках» сыщик появляется только в финале, чтобы спасти героиню. Другие эпизоды этого сериала, который сначала вышел на экраны в Америке, это «Обряд дома Месгрейвов», «Рейгетские сквайры», «Берилловая диадема», «Тайна Боскомбской долины» и «Похищенные бумаги» (по «Морскому договору»).
Первый полнометражный британский фильм о Холмсе, «Этюд в багровых тонах», появился в 1914 году и был выпущен киностудией «Сэмуэлсон Филм». Фильм был снят очень близко к оригинальному сюжету Дойла, но вместо рассказа о мормонах в самом конце вся история была передана в хронологическом порядке, и в результате Холмс стал почти второстепенным персонажем, появляясь на экране уже ближе к концу фильма.
Сыщика играл Джеймс Брэгингтон, который не был актером, а просто сотрудником студии и был похож на общепринятый образ Холмса.
За его действиями внимательно наблюдал режиссер Джордж Пирсон, который в момент съемки говорил Брэгингтону, как ему себя вести.
Те сцены, где действие происходит в Америке, были сняты на обширном , ровном пляже в Саутпорте, в Ланкашире, изображающем Великую соляную пустыню, и в Сомерсете, в ущелье Чеддер с его утесами, которое играло роль Скалистых гор.
В 1916 году та же кинокомпания экранизировала еще один роман о Холмсе , «Долину страха», в которой снялся актер Сэйнтсбери, более тысячи раз до этого сыгравший роль Великого детектива на сцене.
К сожалению, так же, как и «Этюд в багровых тонах» фильм утерян, но судя по рецензиям Сэйнтсбери с его сценической манерностью нелегко было приспособиться к более естественной технике, свойственной кинематографу. Возможно, поэтому это была его единственная роль в кино.
Увы, период немого кино это великая эра утраченных фильмов. Так много драгоценных кинопленок исчезло без следа, или сама кинолента, на которую они были сняты, обратилась в пыль. Еще одна из этих потерь - это фильм 1914 года «Этюд в багровых тонах», снятый «Юнивесал Филм» - предшественником «Юниверсал Пикчес» - в котором в роли Холмса выступил Фрэнсис Форд, брат выдающегося кинорежиссера Джона Форда.
Фрэнсис Форд также был режиссером этого двухсерийного фильма, а его жена Грейс Кунард написала для него сценарий, который, как утверждают, был очень близок к литературному источнику. И имя Артура Конан Дойля, и название картины широко использовали для рекламы фильма, хотя весьма вероятно, что писатель, продав права на съемку фильмов по своим рассказам студии «Eclair», даже понятия не имел об этом проекте.
----------------------------------
Ну, вот как-то так. Не ожидала, что этот труд окажется таким объемным - умаялась одни только фото вставлять. Далее пойдет часть об Джиллетте.
Замечу еще по ходу, что фильмы о Холмсе судя по всему было принято выпускать сериями, экранизируя сразу, как минимум несколько рассказов - это, наверное, были первые сериалы)-