Ну, я все же выложу это.
Как говорил Фрунзик Мкртчян, "я вам одну умную вещь скажу, но только вы не обижайтесь")
Поняла уже, что из тех, кто читает мой дневник, почти никто не забирается вглубь, это я не жалуюсь, просто констатирую факт.
И потому буду невольно повторяться, чтоб было понятнее.
Хочу, во-первых, вспомнить, как я когда-то начала знакомство с Холмсом. Это была всего одна книга из Библиотеки приключений, потом чуть позже еще одна. Никаких фильмов на тот момент не смотрела, если только случайно видела отрывки из нашего, совсем нового тогда, сериала. Но он тогда как-то прошел мимо меня - еще не доросла) А когда начала интересоваться Холмсом, то его не видела - показывали его раньше очень редко.
Ну, и вот в этот период по нашим экранам как раз и прошла "Собака Баскервилей "с Ричардсоном - впечатлений была масса, для меня это тогда было настоящим потрясением. Это, конечно, сугубо мои индивидуальные впечатления и эмоции. Которые, возможно, другим будут непонятны, так же, как и мне бывают непонятны порой восторги других.
Холмс Ричардсона предстал передо мной именно таким, каким я его представляла по книге - язвительный, невозмутимый, остроумный. Как писал один товарищ, привлекательный "особым очарованием странного человека". По моему, он таким и должен быть, не красавцем, а со своим особым очарованием.
Я про все это уже сто раз писала, но сейчас речь не о Ричардсоне, хотя лишний раз напомнило о нем это предисловие, которое вчера переводила и, может быть, посмотрю сегодня за обедом "Собаку".
Я просто хочу сказать, что было дальше. Буквально тем же летом начали показывать наш сериал. И я его практически видела впервые, вот так целиком, будучи уже в сознательном возрасте, и обожающая книжного Холмса. После Ричардсона Ливанов показался немного странным Холмсом, это я точно помню. На мой взгляд, ему явно не хватало какой-то "пронзительности". Но я настолько прониклась их отношениями с Ватсоном, что постепенно приняла его, а Соломин с тех пор так и остался любимым Уотсоном.
И сказать, что я любила сериал, значило ничего не сказать. Показывали редко , и это каждый раз было праздником.
Я тут могу, наверное, целую простыню написать про каждый отдельный момент. Но пробегусь пока просто галопом по Европам.
Очень любила "Знакомство". Мне кажется, у этой серии какой-то свой особый флер был. Мне его потом в какой-то мере напомнил "Дневник ШХ". И я в своих непременных фантазиях любила развивать эту тему -кстати, очень нравился ход сценаристов, что Ватсон вначале относился к Холмсу одновременно и с симпатией и с опаской. И отдельно фраза Холмса "Таких людей, как я, очень немного. Может быть, даже я такой один..."
И атмосфера "нашей" Бейкер-стрит для меня до сих пор не сравнима ни с какой другой. Возможно, она была не очень английской, но ужасно домашней и уютной. Какой-то родной.
Особняком стояли серии про Рейхенбах. Вот тут точно могу целый трактат написать. Хотя есть вещи, которые описать невозможно. Да и не нужно. Эти три серии были превосходны и что-то в них заставило меня тогда по-другому взглянуть и на первоисточник. "Смертельная схватка" была по настоящему трагичной. А "Охота на тигра" для меня обладает особым очарованием не только из-за того, что все там заканчивается хорошо. Вот эти кадры, предшествующие появлению Холмса - и эпизоды в клубе "Багатель", и особенно, в доме Адэра с такой тревожной и меланхоличной мелодией - создают совершенно непередаваемую атмосферу.
И еще скажу, что даже после всех прочих фильмов для меня наша "Смертельная схватка", наверное, остается лучшей экранизацией "Последнего дела Холмса". При всех неточностях, расхождениях и юморе, который временами был совсем не к месту. Сама схватка по-моему аналогов не имеет. При всей моей любви к Гранаде и Джереми Бретту. Это была замечательная сцена, великолепно сыгранная Ливановым. Я уже об этом говорила, но скажу еще, что Холмс в этой схватке выглядел... интеллигентом. Возможно, русским интеллигентом. А мне виделось в нем что-то чеховское) Если б Чехову вдруг случилось сражаться не на жизнь, а на смерть, это выглядело бы именно так.
И вот этот момент подготовки к битве всегда очень трогал
Нашу "Собаку" любила несколько меньше. В моих глазах она явно проигрывала "ричардсоновской", которую до сих пор считаю лучшей из всех прочих "Собак". Ну, и там я, наверное, несмотря на юный возраст, впервые осознала чрезмерную комичность фильма и там, где это совсем не требовалось. Ну, и, конечно, Михалков. К которому, вообще-то отношусь довольно положительно. Но я же читала книгу - даже если убрать в сторону сэра Генри из английского фильма, который тоже, на мой взгляд, был не идеален - и это был совсем не сэр Генри. Помню, сказала про себя: Ну, ладно) В принципе, вначале я так сказала и про Ливанова. Сейчас люблю эту серию гораздо больше, чем в детстве, в силу ностальгии и опять таки своеобразной атмосферы на этот раз уже "нашего" Девоншира.
"Сокровища Агры" всегда нравились гораздо меньше. Сейчас не скажу точно почему.
Ну, и последний фильм. Его сначала смотрела в кинотеатре - а это совершенно другое дело, нежели по телеку. При первом появлении Ватсона раздались аплодисменты. И я, наверное, всегда буду помнить те впечатления, которые были при этом просмотре. В этом фильме, на мой взгляд, куча недостатков, но тогда, в кинотеатре это был какой-то особенный прсмотр, хоть фильм был и не целый - без "Чертежей Брюса-Партингтона"
В общем, вот. Я это написала, чтоб было понятно то, чем был для меня когда-то наш сериал. Ливанова и Соломина очень любила, они, как родные были. Всегда выискивала в телепрограмме фильмы с их участием, радовалась, когда их показывали в какой-то передаче. По этим же причинам фильмы "Сильва", "Летучая мышь", "Зимняя вишня", "Коллеги" и даже "Звезда пленительного счастья" тоже были для меня отчасти "холмсовскими". Но... главными всегда оставались книги. Хотя когда придумывала в голове какие-то свои фанфики, то Холмс там говорил голосом Ливанова и частично имел его манеры. Но в то же время в этом моем внутреннем кино этот Холмс бывал таким, какой и не снился авторам сериала. Сдержанный и скрытный, не слишком оптимистичный, и уж точно не такой добродушный и общительный, каким он был в исполнении Ливанова. Потому что на первом месте для меня всегда был Холмс из книги, хотя и казалось, что Ливанов его превосходно воплощает.
И так было довольно долго . Потом, кстати , был момент, когда, как мне показалось, я из всего этого выросла и сериал наш смотрела довольно равнодушно. И это было печально.
А потом пришло новое время. И новые фильмы, и шерлокианские ресурсы в сети, наши и англоязычные.
И гранадовский сериал. Который я, правда, "рассмотрела" не сразу.
И я прочла и узнала очень много нового для себя. И детское увлечение перешло во что-то более серьезное.
Но вот после всего того, что я прочла и посмотрела, я перестала видеть в Ливанове Холмса. Видела Ливанова, который играет Холмса. Он перестал быть его воплощением. Да, тут, конечно, и Гранада сыграла свою роль, но об этом надо говорить отдельно. Но, как бы там ни было, мне стало ясно, что Холмс в книге и Холмс Ливанова два совершенно разных человека, даже если порой из их уст звучат одни и те же фразы.
Причем интересно, что Виталий Соломин по-прежнему мой любимый Уотсон. Да, и сериал я люблю по-прежнему, просто отношусь к нему немножко по-другому.
А теперь почему я вдруг об этом заговорила. Я специально рассказала всю эту длинную историю, чтоб было ясно, что сериал наш я очень люблю.
Но когда захожу на некоторые холмсовские странички и обсуждения, меня реально начинает "колбасить"
Мне кажется, вот эта легенда про нашего "лучшего в мире " Холмса уже реально начинает играть против него. И это же просто гипноз какой-то.
Ну, ладно , когда спрашивают, который Холмс по-вашему лучший? Глупо даже сомневаться, что все закричат "Наш!". Но вот тема поста "Американские Холмсы", и все хорошо и замечательно. Но вдруг в конце возмущенная реплика: А что же ничего не сказали про наш сериал? Он же лучший.
Если кто-то вдруг бывает вставит что-то про того же Камбербетча, немедленно его затыкают со словами: Вот дадут вашему Камбербетчу орден, тогда и поговорим о нем. Или когда памятник поставят. А нашему Холмсу поставили монумент уже не только в Москве, но и в Лондоне.
Вот тут мне реально стало интересно. Думаю, не уж-то правда? Там же и сериал-то наш смотрели далеко не все. Да, он нравится многим холмсосанам и даже очень. Но для многих он явился открытием, и совсем недавним.
Ну, вот он. Хоть убейте, не пойму, где вы тут нашего Холмса увидели.
Еще вчера был забавный момент. Пост опять же с коварным вопросом: почему Холмс лучше, чем Пуаро? Постановка вопроса, конечно, интересная, но дело даже не в этом. В виде иллюстрации фотографии Дэвида Суше и Бэзила Ретбоуна. И вот это наших людей сбило с толку. Потому что один товарищ тут же решил уточнить.
"А это не Ливанов, это... Козаков!
Вот так вот. Для нас иных не существует, потому что наш лучший.
Ну, в самом деле, ведь это даже скучно. Все комменты сводятся к одному. И больше никто ничего знать не хочет. Ни Канона, ни других экранизаций, и все стопроцентно уверены в собственной правоте. И доходит до смешного, потому что сначала все приводят, как главный козырь, этот орден из рук королевы. А когда один смелый блоггер написал про то, что это все легенда, народ закричал: Подумаешь! Очень надо! Их Холмсы все равно нашему в подметки не годятся.
И смешно и грустно. И возникает порой желание встать где-то там рядом и тоже что-то писать, чтоб была альтернатива и хоть какая-то другая информация против всего вот этого.
А несколько человек хором заявили, что про Рейхенбах самые скучные и ненужные рассказы, и фильмы соответственно.... И такое бывает, оказывается.
Надеюсь, никого не задела. Наболело просто. И давно хотелось самой вспомнить про старые впечатления от нашего сериала. Надеюсь, что не в последний раз.