Tinker, Tailor, Soldier, Spy

Jul 18, 2008 20:44



Tinker, Tailor, Soldier, Spy (1979)
(Варианты перевода: «Жестянщик, портной, солдат, шпион» (букв.) и «Шпион, выйди вон»)
Когда этот сериал «из жизни секретных служб» вышел в 1979 году на британские экраны, его встретил шквал рецензий. Критики разделились на два лагеря: кто-то называл фильм «скучным, непонятным и претенциоз¬ным», другие напротив - «большим успехом». Предполагаемая сложность сюжета напрямую связана с центральной темой фильма (а изначально - одноименного романа Ле Карре) - предательство и двойная игра. С одной стороны для тех, кто предпочитал рассматривать работу британской разведки в черно-белых тонах (a la истории о Джемсе Бонде и проч.), мир Ле Карре представал мало понятным не только на самом простом - сюжетном - уровне, но и с точки зрения морали. С другой стороны, успех сериала продемонстрировали не только высокие рейтинги, но и общее признание отличной актерской игры, впоследствии выразившееся в премиях BAFTA лучшему актеру (Алеку Гиннессу) и за лучшую операторскую работу (Тони Пирсу-Робертсу).
Хотя Ле Карре опубликовал свой первый роман («Звонок покойнику») еще в 1961 году, хотя его самая успешная книга «Шпион, который пришел с холода» вышла в 1963, а в 1966 была вполне успешно экранизирована, “Tinker, Tailor” стал его первым телевизионным проектом. В свое время он отказался дать разрешение на экранизацию этого романа, поскольку считал, что невозможно адекватно передать его содержание и идею в ограниченных временных рамках, предлагаемых кино. Телевидение же, по его мнению, давало в этом смысле значительно больше простора.
Кроме того, его приятно поразил сценарий Артура Хопкрафта, в котором структура книги была в значительной степени переработана (чтобы сделать историю более понятной для теле-аудитории), но идейное содержание и атмосфера остались без изменений (Хопкрафт, например, начинает с истории в Чехословакии, до которой в романе дело доходит только в 27-й главе).


Еще больше его поразило мастерство актерской игры Алека Гиннесса. Причем поразило оно его настолько, что, как он позднее признавался, когда он писал «Людей Смайли», то поймал себя на том, что, думая о Смайли, представляет сэра Алека. Больше того, в продолжении трилогии о Смайли Ле Карре привнес кое-какие изменения в образ главного героя - изменения, изначально предложенные актером. Самый что ни на есть типичный пример: во время съемок “Tinker, Tailor” Гиннесс жаловался, что невозможно правдоподобно изобразить на экране характерную привычку Смайли протирать очки концом галстука, поскольку холодная лондонская погода требовала, чтобы персонаж носил жилетку, посему в фильме Смайли протирает очки носовым платком. В результате, если посмотреть на окончание романа «Люди Смайли», можно наткнуться на следующее ироническое (понятное, пожалуй, только посвященным) замечание Ле Карре: «Повинуясь старой привычке, Смайли снял очки и стал механически протирать их концом галстука, хотя, чтобы достать его, ему пришлось порыться в складках своего твидового пальто».
В основе “Tinker, Tailor” - несложный архетип, приводящий на память «Одиссею» старика Гомера: оклеветанный аутсайдер прибывает в родное королевство, смотрит, как там идут дела, проверяет местных на верность, а потом избавляется от узурпаторов и восстанавливает законную власть. В варианте Ле Карре этот сюжет переносится в преисполненную конфликтов Европу в разгар Холодной войны.


Control, отправляющий агента в Чехословакию
Из-за провала операции в Чехословакии оказываются дискредитированными Control (глава британской секретной службы) и его люди. Вскоре после этого Control умирает, его верного помощника Джорджа Смайли отправляют на пенсию, а их места занимают амбициозные Перси Аллелайн, Билл Хейдон, Рой Бланд и Тоби Эстерхейзи. Полгода спустя числившийся предателем агент Рикки Тарр появляется в Лондоне с историей о том, что в Цирке (Circus - штаб-квартира британской секретной службы, называющаяся так из-за своего местоположения - Cambridge Circus) есть «крот» (хорошо законспирированный вражеский двойной агент - «вражеский», ясное дело, значит «русский»). Представитель кабинета министров Оливер Лейкон поручает отозванному с пенсии Смайли «порасследовать» на досуге эту самую историю. Постепенно - анализируя файлы, втихую допрашивая свидетелей и бывших коллег, как и он, отправленных на пенсию (здесь не могу не вспомнить Конни Сакс, потрясающе сыгранную Берил Рейд), опираясь и на собственные воспоминания - Смайли складывает воедино все куски головоломки и наконец раскрывает имя крота «Джеральда», уютно расположившегося среди самых высоких чинов разведки.
Сюжет, как понятно из сказанного, не слишком сложен, но этого никак не скажешь о самом духе истории. Двойная игра и предательство как в плане общественном, так и личном (например, постоянно изменяющая главному герою жена) - фон, от которого невозможно скрыться. И хотя предатель с конце концов оказывается раскрыт, коррумпированность разведывательной службы оказывается своеобразным зеркалом, в котором отражается вся тогдашняя Англия (про теперешнюю судить не берусь, благо есть во что плюнуть в родной стране): помешанная на секретах, классовой системе, меркантильная, лишенная эмоций.Таким образом, даже после того, как авгиевы конюшни оказываются временно вычищены, очевидно, что вскоре всё вернется на круги своя.


В значительной степени секрет успеха “Tinker, Tailor” заключается в реализме. Здесь я имею в виде не только реалистичное изображение персонажей - а эта работа Алека Гиннесса - такая же классика, как Ричард III Оливье или леди Брэкнелл Эдит Эванс - но и то, как показана работа спецслужб. Естественно, это не надо понимать буквально: сам Ле Карре признавал, что большая часть терминологии была им придумана (няньки -babysitters, Цирк - the Circus, ясли - the nursery, кроты), хотя позднее он не без удивления узнал, что кое-какие словечки из его книг действительно вошли в профессиональный язык секретных служб. Понятно также, что работа спецслужб в основном представляет собой занудное копание в документах, которое, в отличие от интеллектуальных усилий Смайли, далеко не всегда приносит плоды.
Но вот, что касается изображения бюрократической машины, тут реализма хоть отбавляй: ведь ее работа заключается в том, чтобы служить власть предержащим, собирая, анализируя информацию, а главное - ограничивать или закрывать к ней доступ всем прочим. В современном мире тот, кто обладает информацией, обладает властью и богатством, а это значит, что и роман Ле Карре, и его экранизация имеют шанс остаться актуальными еще не один десяток лет, хотя и принято считать, что Холодная война (отправная точка повествования) ушла в прошлое.

Из любопытных фактов:
1) В основу романа Ле Карре положены реальные события: разоблачение группы русских шпионов (Кембриджская пятерка), включавшей в себя Кима Филби, Гая Бёрджеса и Дональда Маклина.
2) Прототипом крота «Джеральда» был Ким Филби, которого иногда называют «шпионом века» (на всякий случай, в надежде, что кто-то заинтересуется и решит посмотреть кино, не раскрываю имени «Джеральда»).
3) Несколько реальных разведчиков предлагались в качестве прототипов Смайли и его «злого гения» Карлы (в книге и фильме крупный чин в советской разведке, руководивший работой крота). По слухам, опровергнутым, впрочем, автором, прототипом Смайли стал сэр Морис Олдфилд, один из руководителей британской секретной службы. Известно, однако, что, когда Гиннесс попросил познакомить его с настоящим разведчиком, Ле Карре представил его именно сэру Морису Олдфилду. Во время этой встречи Гиннесс внимательно изучал «объект» и позаимствовал кое-что из его манеры поведения. Так во время их рандеву на Олдфилде были яркие красные ботинки. в некоторых сценах “Tinker, Tailor” на Гиннессе можно увидеть ботинки аналогично кричащего цвета. Некоторые предполагали, что прототипом Карлы стал генерал Маркус Вольф, легендарный руководитель восточногерманской разведки, что тоже было опровергнуто Ле Карре.
4) В заставке использована матрешка, которая постепенно раскрывается, у последней матрешки нет лица. Это, с одной стороны, ссылка на знаменитое высказывание Черчилля о России: “A riddle, wrapped in a mystery, inside an enigma”, с другой - на размышление Смайли в конце романа, что только Карла сумел разглядеть «последнюю матрешку» в душе «Джеральда».
5) Премьерный показ сериала совпал по времени с объявлением, что Энтони Блант, хранитель королевских картин, был участником Кембриджской пятерки.

review, alec guinness, movies

Previous post Next post
Up