Во время моего пребывания в Лондоне (да, я буду это еще долго припоминать) я успела побывать на двух мюзиклах (первый раз, кстати, вообще в своей жизни забрела на такое действо): We Will Rock You и Spamalot.
Что до первого, то тут мои ощущения весьма и весьма двойственны. Считаю себя фанатом Queen со стажем (не буду говорить, каков этот стаж точно, а то покажусь жутко старой) и страшно не люблю, когда кто-то их перепевает (исключение - Джордж Майкл с Somebody To Love, кстати, это - единственное, что можно слушать у Джорджа Майкла), посему главным образом полагала, что буду расстроена вокалом. Однако меня ожидал сюрприз. Нет, я не буду утверждать, что я была в восторге, но все ж таки это оказалось лучше, чем я могла надеяться. Главной проблемой для меня (а равно, как я понимаю и для критиков, ибо с тех пор я озаботилась тем, чтобы посмотреть их отзывы) стал сюжет.
Мои билеты
На протяжении всего шоу, у меня из головы не выходили две вещи: во-первых, все, что передо мной происходит - неплохой вариант сказки для детского утренника (только вместо воплей: «Дети, давайте спасем Снегурочку!», со сцены доносится: «Ребята, спасем рок-н-ролл!»), а во-вторых, мне все время вспоминались слова Боуи, сказанные на шоу Майкла Паркинсона. Когда Парки поинтересовался, отчего Бо, которого всегда так привлекала театральность, не занимается «музыкальным театром», тот ответил, что ему уже предлагали нечто подобное, но он отказался, потому что основная идея таких проектов состоит в том (дальше довольно вольная цитата, приводимая по памяти), чтобы «свести вместе несколько моих песен, снабдив их rather dodgy storyline».
Создатели WWRY: Ben Elton, Brian May, Roger Taylor
Так вот, сюжет WWRY dodgy дальше некуда. Дело происходит в 2303 году, когда оказались запрещены музыкальные инструменты, а музыка стала производиться на конвейере только одной компанией - Global Soft, чьи girls и boys band(ы) играют скучный, однообразный и убивающий мозг поп.
Эпизод «Radio Ga-Ga»
Естессно, главным врагом Global Soft является индивидуальность, которая только и может положить конец всеотупляющей власти попсы, посему специальная полиция отлавливает всех выделяющихся из общей массы юнцов, заводит их в подвалы и там делает с ними всё... чтобы убить в них творческую энергию (как говорил наш гид, жутко смахивавший на Борю Моисеева: «А вы что подумали, шкодники?»). Однако всё ещё есть отдельные граждане, сопротивляющиеся Global Soft. Это молодые люди (the Bohemians), которые (господи, я щас прослезюсь) хранят легенду о рок-н-ролле (хотя имеют более чем смутное представление о том, что это) и мечтают найти музыкальные инструменты, когда-то спрятанные музыкантами группы Queen, очевидно предвидевшими грядущий музыкальный холокост. Эти вот Bohemians ожидают своего мессию, мечтателя, который возродит великий и прекрасный рок и освободит молодежь усего мира.
The Bohemians
Во главе Global Soft стоит весьма импозантная дама по имени Killer Queen. Она, понятное дело, хочет уничтожить и инструменты, и мечтателя и окончательно установить свое господство.
Killer Queen (Mazz Murray)
Ну, и как вы думаете, детишечки, удастся ли ей это?
В общем, не знаю, как у вас, а у меня от этого бреда волосы на голове зашевелись. Ну, впрочем, надо отдать-таки должное Бену Элтону: несмотря на ту полную ахинею, которую являет собой общая сюжетная линия (у него такое, увы, не впервые, стоит только вспомнить роман The Last Casualty - видать, заносит чела иногда), отдельные шутки (и даже, я бы сказала, значительная их часть) весьма и весьма забавны.
Что же касаемо до исполнителей, то я даже и не знаю, какой по счету состав мне довелось лицезреть. Точно знаю только, что не первый. Главную роль, Galileo Figaro, играет Ricardo Afonso, господин, если верить программке, прикоптивший из Анголы. Из достоинств - весьма смазливая внешность (енто было хорошо видно с восьмого ряда партера) и недурственное актерское дарование. Голос же, хотя в принципе и весьма неплохой, местами мне показался слабоват. Его довольно скептически настроенную подружку Scaramouche играла Sabrina Aloueche. Тут без особых комментариев: и играла, и пела на приличном уровне.
Ricardo Afonso (Galileo)
Scaramouche/ Sabrina Aloueche
Самыми, пожалуй, лучшими вокальными данными, обладала исполнительница главной злодейской роли - Mazz Murray, которая к тому же оказалась великолепнейшей комедийной актрисой. Ее зама и по совместительству начальника полиции Khashoggi очень недурно играл, хотя и слабовато пел некий Alex Bourne - симпатишный малый в черных очках, выкрашенный в жутко светлого блондина, отчего страшно напоминал Роджера Тейлора.
Mazz Murray, Alex Bourne
В общем, несмотря на то, что иначе как полной чушью увиденное не назовешь, я не могу сказать, что сильно жалею о потраченном времени и деньгах.
Dominion Theatre
Один раз посмотреть вполне можно, особенно, если не относиться ко всему происходящему на сцене излишне серьезно.
Теперь Spamalot. Вообще-то хронологически его я посмотрела раньше, но решила рассказать о нем во вторую очередь, потому что, если к WWRY у меня есть кое-какие претензии, то после Spamalot я пребывала в откровенно щенячьем восторге.
Пятеро из шести участников Monty Python: John Cleese, Michael Palin, Graham Chapman, Terry Jones, Eric Idle
Подобно фильму Monty Python and the Holy Grail, мюзикл - пародия на легенду о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Веселье начинается практически сразу, как только перед самым открытием занавеса раздается голос Эрика Айдла и советует «let your cellphones and pagers ring willy-nilly», однако предупреждает, что администрация не несет ответственности за возможное неудовольствие со стороны тяжело вооруженных рыцарей на сцене.
Король Артур (Graham Chapman) и его слуга Patsy (Terry Gilliam) в фильме
Как и в фильме, Артура мы застаем в весьма ответственный момент - он ищет рыцарей. Как и раньше, королевская лошадь невидима, но верный слуга Patsy помогает справиться с проблемой, организуя звуковое сопровождение при помощи двух пустых половинок кокосового ореха. А от учителя истории, появляющегося в начале, мы узнаем об общей ситуации в Англии, где свирепствует чума (хотя одна из ее жертв «is not yet dead», о чем она и сообщает в песенной форме).
Сэр Робин (Eric Idle) в “Monty Python and the Holy Grail”
Сэр Робин в “Spamalot” (на Бродвее)
Бог, которого представляют пара гигантских голых ног и голос (кого бы вы думали?) Джона Клиза, повелевает Артуру и его рыцарям, прохлаждающимся в лас-вегасообразном Камелоте, отправляться на поиски Священного Грааля.
Таким в мюзикле предстает Камелот (Broadway)
После чего следует полное опасностей и абсурда путешествие, во время которого герои должны выполнить поручения «рыцарей, которые говорят Ni» (да-да, им все еще нужна клумба), посражаться с диким и смертельно опасным белым кроликом и чуть менее опасным Черным рыцарем (который, как и прежде, остается без рук и ног). Не забыты и французы, засевшие в одном из замков и поливающие Артура и Co буквально потоком оскорблений, среди которых, кстати, много новых, например, мое любимое: «You donkey bottom biters». Честно говоря, одна эта шутка способна окупить цену билета, а если вы не согласны, то, как говорится, I fart in your general direction.
Сэр Галахад (Michael Palin) и сэр Ланселот (John Cleese) в “MP and the Holy Grail”
Встречаемся мы и с женоподобным принцем Гербертом, которого бросается спасать Ланселот, полагающий, что он летит освобождать прекрасную деву. По ходу дела выясняется, что сэр Ланселот таки относится к представителям сексуальных меньшинств, в результате чего ему доводится танцевать в весьма импозантном и откровенном костюме вместе с другими «мальчиками».
Принц Герберт (Terry Jones) и его папа (Michael Palin)
К сожалению, оказались опущены многие из моих любимых сцен фильма (суд над ведьмой, приключение сэра Галахада, сэр Робин и трехголовый рыцарь), но зато появилось много нового.
Приключение сэра Галахада
Трехголовый рыцарь: (слева направо) Terry Jones, Graham Chapman, Michael Palin
Например, многочисленные айдловские шутки и насмешки над жанром мюзикла, особенно над теми мюзиклами, которые слишком серьезно себя воспринимают (если вы понимаете, о чем я). Отсюда появление совершенно гениальной “A Song That Goes Like This”, которая представляет собой восхитительно смешную и остроумную пародию на все жутко занудные любовно-завывательно-пафосные баллады, которые все слышали, даже если подобно мне и ни разу не были в мюзикле (“A sentimental song, that casts a magic spell/ They all will hum along/ We’ll overact like hell”). Впрочем, она настолько сильно смахивает на соответствующую вещицу из «Призрака оперы» (в облаках тумана на сцену выплывает гондола), что не остается никаких сомнений, против кого конкретно направлена шутка.
A Song That Goes Like This (Broadway)
Ах да, чуть не забыла: есть в мюзикле и новый персонаж, которого не было в фильме, - Дама Озера, партии которой (особенно умопомрачительно забавную The Diva’s Lament) классно спела Nina Söderquist.
Короля Артура играл некий Alan Dale, который поначалу расстроил меня (мне бы, конечно, вообще хотелось видеть Тима Карри, если уж не Грэма Чэпмена) бледностью исполнения, но потом разошелся и был весьма недурен. Роли Джона Клиза (Ланселот, French taunter) классно и очень похоже исполнял Jake Nightingale (хи-хи-хи, Джейк Соловей).
Alan Dale, Jake Nightingale
Программка
Впрочем, и все остальные актеры были прекрасны и с легкостью обращались с несколькими ролями каждый.
Palace Theatre
В общем, если енти два мюзикла и не пристрастили меня к жанру как таковому, то, по крайней мере, позволили весьма неплохо провести время.
«Оригинальные» рыцари Круглого стола
Рыцари в мюзикле (Broadway)
P.S. В заключение могу предложить ссылки на youtube, где можно посмотреть отрывки из ентих двух мюзиклов. Увы, ни в одном случае не запечатлены те составы, которые довелось видеть мне, но основное представление все равно получить можно.
We Will Rock You:
http://youtube.com/watch?v=Sz-KdWK1QVw (Musical Opening & Radio Ga Ga)
http://youtube.com/watch?v=KS4couVHXNA (I Want to Break Free and Somebody to Love)
http://youtube.com/watch?v=7VlJzPU_YeQ (Killer Queen & Play the Game)
http://youtube.com/watch?v=HycjMykn-Hw (I want it all)
http://youtube.com/watch?v=lCVH7ruhO04 (Headlong)
http://youtube.com/watch?v=G_p0Ga5qRyM (No-one but you)
http://youtube.com/watch?v=CA4ffek3ka4 (Crazy Little Thing Called Love)
http://youtube.com/watch?v=vrvS_loz1Mc (Who Wants to Live Forever)
http://youtube.com/watch?v=aQYAoMBRU1k (Hammer to fall)
http://youtube.com/watch?v=1o_fR1bZ1Rg (We Are The Champions)
http://youtube.com/watch?v=Sflx1kohRrY (Bohemian Rhapsody)
Spamalot:
http://youtube.com/watch?v=LUyViIgbGuc (A Song that goes like this)
http://youtube.com/watch?v=Iy7GYQkt-2c (Knights of the round table)
http://youtube.com/watch?v=SxbEn5dX9c8&feature=related (Lady of the lake+Knights of round table)
http://youtube.com/watch?v=7U6iAN9MKaQ&feature=related (Find your grail)
http://youtube.com/watch?v=L2SmeiSmZBo (Diva’s Lament)
http://youtube.com/watch?v=7HbbUgHNM8Q (Bright Side of life)
Тут (на официальном сайте) тоже есть кое-какие видео отрывки:
http://www.montypythonsspamalot.com/media.phpНу, а тем, у кого совсем нету никакой возможности посмотреть что бы то ни было, могу в качестве слабого утешения предложить текст A Song That Goes Like This:
Once in every show
There comes a song like this
It starts off soft and low
And ends up with a kiss
Oh where is the song
That goes like this?
Where is it? Where? Where?
A sentimental song
That casts a magic spell
They all will hum along
We'll overact like hell
For this is the song that goes like this
Yes it is! Yes it is!
Now we can go straight
Right down the middle eight
A bridge that is too far for me
I'll sing it in your face
While we both embrace
And then
We change
The key
Now we're into E!
*hem* That's awfully high for me
But as everyone can see
We should have stayed in D
For this is our song that goes like this!
I'm feeling very proud
You're singing far too loud
That's the way that this song goes
You're standing on my toes
Singing our song that goes like this!
I can't believe there's more
It's far too long, I'm sure
That's the trouble with this song
It goes on and on and on
For this is our song that is too long!
We'll be singing this til dawn
You'll wish that you weren't born
Let's stop this damn refrain
Before we go insane
For this is our song that ends like this!