Состоявшийся в июле 1985 года на стадионе Wembley фестиваль Live Aid начался с выступления Status Quo. Это знаменательное событие позволило коллективу возродиться - как, впрочем, и ряду других рок-групп. Фрэнсис Росси и Рик Парфитт вспоминают (во всяком случае, честно стараются) этот чудный день...
СЛОВА: ХЬЮ ФИЛДЕР
Ж-л Classic Rock
В Лондоне - двенадцать часов, в Филадельфии - семь! Фестиваль Live Aid объявляется открытым! Давайте все вместе поприветствуем группу Status Quo!»
Последние отголоски звучного анонса Томми Вэнса еще плыли над огромной ареной Wembley Stadium, когда Рик Парфитт, Фрэнсис Росси, Алан Ланкастер, Эндрю Боун и Мэтт Леттли появились перед 75 тысячами зрителей, собравшимися на стадионе, и миллионами поклонников рока, прильнувших к настроенным на спутниковый канал телевизорам. Status Quo открывали крупнейший рок-концерт, когда-либо состоявшийся в мире.
С какой композиции они могли начать свое шоу? Естественно, только с Rockin’ all Over The World, само название которой недвусмысленно указывало на то, чему посвящено данное мероприятие. Не прошло и нескольких секунд, как публика уже рукоплескала и подпевала группе. После чего Quo выдали свои коронные хиты Caroline и Don't 'Waste My Time и, распрощавшись со зрителями, покинули сцену, на которой провели чуть больше 12 минут. Это было кратчайшее выступление за всю историю группы, но, судя по всему, самое значительное. Сказать по правде, если после Live Aid карьеры нескольких групп вновь резко пошли в гору (наиболее заметно - Queen и U2), то для Status Quo, в то время практически не существовавших как творческий коллектив, фестиваль оказался настоящим спасением.
Поначалу подготовка к Live Aid, этому Величайшему Рок-шоу на Планете, запланированному на начало июля 1985 года, шла невероятно медленными, чуть ли не черепашьими темпами. Однако по мере того, как все больше солидных артистов начали проявлять интерес к этому событию, ручеек заявок в оргкомитет фестиваля постепенно превратился в поток: Пол Маккратни, Дэвид Боуи, Led Zeppelin, Боб Дилан, Мадонна, Мик Джаггер, Элтон Джон... Руководство ВВС объявило, что весь 10-часовой концерт в Wembley будет заснят, а затем смонтирован с 5-часовым американским концертом в Филадельфии. Для рок-фестиваля - пусть даже столь крупного масштаба - это была беспрецедентная по размаху реклама.
Учитывая сей факт, остается только искренне пожалеть, что Парфитт и Росси помнят это потрясающее шоу сквозь алкогольно-кокаиновую дымку - весьма популярный в середине 80-х «коктейль» среди рок-музыкантов.
«Весь этот период, честно говоря, помнится довольно смутно, - признается Росси. - В том смысле, что тогда большую часть времени я находился в «ауте».
B 1984 году Status Quo вполне откровенно заявили о своих намерениях, назвав очередное турне End of the Road. После двадцати лет непрерывных гастролей они собирались остаться чисто студийной группой. Правда, при этом, они уже даже не являлись таковой - к примеру, к тому моменту басист Алан Ланкастер перебрался в Австралию.
Тем не менее, Боб Гелдоф пригласил Quo принять участие в записи сингла для Band Aid, a затем несколько месяцев спустя от него последовало предложение выступить на Live Aid.
«Мы ему сказали: «Нас уже не существует как группы», - вспоминает Росси. - Мы сто лет не репетировали и вряд ли прозвучим достойно». На что Боб ответил: «Неважно, насколько паршиво вы прозвучите - главное, чтобы вы там были». И добавил, что может уговорить cобраться еще пару команд «старичков». С этого все и началось».
Подписавшись под «это дело», Status Quo, поневоле вынужденные Status Quo, поневоле вынужденные выйти из состояния анабиоза, связались с Аланом Ланкастером, и тот согласился приехать. К тому времени концертная программа фестиваля стала обретать все программа фестиваля стала обретать все более четкие очертания, и Майк Эпплтон, отвечавший за организацию трансляции по ВВС, ясно дал понять, что, с его точки зрения, открывать шоу следует именно Status Quo, и непременно песней Rockin’ All Over The World. «Может, она и не слишком «шедевральная», но как раз о том, чему посвящено это событие, - объяснил он свой выбор. - Насколько я помню, поначалу Quo брыкались, как черти, поскольку им ой как не хотелось выходить первыми. Но, как мне кажется, я нашел убедительные доводы и все-таки настоял на своем».
Впрочем, едва всем стала понятна истинная суть мероприятия, давить на группу больше не потребовалось.
«По-моему, это была одна из лучших задумок Боба и Майка - поставить нас в самое начало программы, - считает Парфитт. - В этом было нечто совершенно особенное. Вообще-то, Боб еще в первом разговоре делал прозрачные намеки на этот счет, и мы, в конце концов, согласились. Кроме того, мы прикинули, что и впрямь не стоит выбивать себе место где-нибудь в середине между, допустим, Маккартни и Queen, потому что тогда бы нас наверняка «проглотили».
В субботу 13 июля группа собралась в Бэттерси, откуда вертолетом была переправлена на Wembley Stadium. За кулисами висела четко составленная программа выступлений и совершенно «драконовские» правила внутреннего распорядка - например, каждому исполнителю гримерка отводилась всего на 20 минут до и на 20 - после выступления, а затем артистов вежливо, но твердо выпроваживали и препровождали в Hard Rock Cafe, где собиралась «рок-тусовка».
«Самое потрясающее заключается в том, что с этим согласились все до единого! - восхищается Парфитт. - Все мы можем назвать многих известных артистов с непомерно раздутыми «эго», но в тот момент всеми владел «командный» дух. Здесь не было ни глупых претензий, ни скандальных разборок насчет того, кто отхватил гримерку побольше и так далее. Просто приходишь, переодеваешься, делаешь свое дело и отчаливаешь».
Однако когда за несколько минут до полудня Quo направились за кулисы, даже такой видавшей виды группе стало ясно, что их ждет отнюдь не очередной «обыкновенный концерт».
«Атмосфера на стадионе, мягко говоря, сильно отличалась от всего, с чем мне доводилось сталкиваться раньше, - утверждает Парфитт. - Сперва королевские гвардейцы - кажется, это были все-таки они - исполнили национальный гимн. А потом Томми Вэнс объявляет нас... Никогда не забуду чувство, когда мы вышли на сцену - это было нечто волшебное. У меня от волнения аж волосы встали дыбом!
«И когда ты берешь первый аккорд, - откашлявшись, продолжает он, - говоришь себе на полном серьезе: «А ну-ка, соберись, ведь на тебя сейчас смотрит весь мир». И вот что я скажу - это мобилизует тебя буквально в секунду, и ты начинаешь стараться изо всех сил, чтобы не сбиться с ритма или вообще как-то не облажаться».
После того, как, выстроившись в свою знаменитую «шеренгу» (плечом к плечу, грифы гитар - строго вперед!), Quo сбацали последнюю композицию Don’t Waste My Time (по мнению Росси, «Мы сыграли ужасно»), им на смену из-за противоположной кулисы выбежала группа Style Council.
Парфитт: «Боб Гелдоф сказал: «Все, вы свободны и можете делать, что хотите, но чтобы к финалу все были здесь». Посему я прыгнул в вертолет и улетел обратно в Бэттерси, а потом мы с женой отправились в местный паб, и вот там-то веселье и началось: «Привет, Рик! Только что видели тебя по телику. Что будешь пить?» Мы посмотрели там почти весь концерт, и к тому моменту, когда надо было возвращаться, надрались в хлам».
Росси остался на стадионе, надеясь тихонько отсидеться за сценой, однако в итоге результат был точно таким же.
«Те времена можно смело назвать «эрой кокаина». Насколько я помню, у меня не было ни одного знакомого, кто бы не нюхал порошок. А я к тому же еще и пил. Короче, все тогда здорово набрались. Мы собрались за кулисами, дожидаясь выхода (на финальную песню), я сидел за одним столиком со Стивом Ван Зантом и Боуи. Неожиданно по непонятной причине свет вырубили, и столик перевернулся. Нам пришлось в дикой спешке приводить себя в порядок и пулей лететь на сцену».
Впрочем, Парфитт своего коллегу все же обставил...
«На видео есть фрагмент, где я попал в кадр. Сейчас-то мне смешно, но тогда после просмотра было не до веселья. Я притащил с собой свою женушку и заявил: «Без тебя я никуда не пойду». Вот мы там на пару в обнимку красуемся - нависли прямо над Элтоном, который спокойно тренькает по клавишкам - и по-идиотски лыбимся прямо в камеру...
«Когда мы только-только приступили к переговорам с Гелдофом, то честно ему заявили: «Мы вряд ли прозвучим достойно», а Боб ответил: «Главное - чтобы вы там были». Если бы мы отказались, то сейчас, каждый раз вспоминая тот концерт, кусали бы себе локти и стонали: «Господи, боже, какими же мы были дураками!» Так что я очень доволен, что тогда мы хотя бы на один день сумели взять себя в руки».
Live Aid с точки зрения карьерного роста
LED ZEPPELIN
Сыгранный в Филадельфии, это был первый концерт воссоединившихся Led Zeppelin «почти» в оригинальном составе: Джимми Пейдж, Роберт Плант, Джон Пол Джонс плюс Фил Коллинз и Тони Томпсон на ударных. Группа осталась настолько недовольной своим выступлением, что даже отказалась включать его в фестивальный сборник на DVD.
ДЭВИД БОУИ
Загорелый и пышущий здоровьем Дэвид Боуи стал одним из героев дня, с блеском исполнив TVC 15, Rebel Rebel, Modern Love, a также весьма уместную на тот момент 'Heroes'. Остаток дня провел, предаваясь различным «излишествам» вместе со Status Quo.
QUEEN
Остается только снять шляпу перед настоящими мастерами своего дела. В ходе Llve Aid Фредди и Ко в буквальном смысле слова «перетянули одеяло» на себя, а их величественная, заводящая с пол-оборота музыка завладела сердцами и умами публики - особенно это заметно по реакции аудитории во время исполнения Radio Ga Ga. После чего тиражи их альбомов подскочили до небес.
U2
Включив в программу фестивального концерта растянутую версию своего хита Bad (специально для того, чтобы дать Боно возможность спуститься со сцены и «побрататься с народом»), U2 завоевали репутацию «силы, с которой стоит считаться». Их страстное, наполненное пафосом и весьма политизированное шоу в тот день "поставило на уши" весь стадион.
PS Пардон за обилие фотографий Queen (хотя пост вроде как о Status Quo), но я не смогла не воспользоваться случаем, тем более что, как известно, на Live Aid они были лучшими. Да и вообще, Фредди много не бывает!:)))