Провансу посчастливилось стать музой таких выдающихся творцов как Ван Гог, Пикассо, Марсель Паньоль, Огюст Ренуар, Фрэнсис Скотт Фицжеральд.
Click to view
«Природа здесь такова, что начинаешь чувствовать, что такое Цвет», - писал о Провансе влюбленный в него Винсент Ван Гог брату Тео.
Click to view
Очарованный красотой Юга, буйством красок древнего средиземноморья, Ван Гог жил здесь последние 2 года своей жизни.
Click to view
Скалы, поросшие соснами и кипарисами, бескрайние пряные луга и виноградники, залитые жарким южным солнцем, остро ощутимый терпкий аромат пряных трав, провинциальные городки с узкими мощеными улицами и реечными ставенками на окнах, тёплый средиземноморский климат, звонкие цикады, маленькие гостеприимные домики, оплетенные плющом и виноградом, сказочное разнообразие пейзажей. Давайте же пройдемся по местам Ван Гога и
взглянем на Прованс глазами великого импрессиониста
no_rss
id:149739
Click to view
В далеком 1888 году, замерзнув и оголодав в промозглом Париже, потерпев неудачу в организации комунны художников, продаже своих картин, организации пролетарской революции, сюда, на берега Роны приехал Винсент Ван Гог.
«Природа здесь невыразимо прекрасна» - писал брат Винсент
Жил в Арле.
«Каждый день я ухожу в поля и рисую по иному, иная техника, иной результат, я научился измерять и наблюдать. То что раньше казалось недостижимым, теперь мне подвластно.»
Ван Гог бродил по пшеничным и лавандовым полям, оливковым рощам, виноградникам, сидел со стаканом зеленого абсента в кафе, заглядывал в бордели.
И писал. Так много, как здесь, никем, кроме родного брата и такого же, как он, нищего бродяги Гогена, при жизни не признанный, Ван Гог не писал никогда.
«Старая мельница», «Поле пшеницы под грозовым небом», «Оливковые деревья с желтым небом и солнцем», «Поле маков», «Сеятель на закате солнца», «Красные виноградники Арле». Живопись голландца здесь становится светлой, яркой.
Последняя - Красные виноградники в Арле - единственная картина художника, проданная при жизни за относительно вменяемую цену 400 франков, это два месячных жалования тогдашнего клерка.
Она у нас, в Москве, в Пушкинском.
«Мы видели совершенно красный виноградник - красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним - зеленое небо, вокруг - фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней - желтые отблески заката».
Еще несколько его картин было продано за цену, сопоставимую с ценой бутылки абсента.
Ван Гог рассказывал о Провансе в письмах брату, единственному, наверное, близкому ему человеку. «Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно - это было прекрасно. На темной синеве неба пятна облаков, то еще более синих, чем яркий кобальт, то светлых, напоминающих голубую белизну Млечного Пути. На синем фоне - яркие звезды: зеленоватые, желтые, белые, розовые, более светлые, более похожие на драгоценные камни, чем у нас на родине и даже в Париже; их можно сравнить с опалами, изумрудами, ляпис-лазурью, рубинами, сапфирами. Море - темный ультрамарин, берег - лиловатый и бледно-розовый, кусты на дюнах (высотой до 5 метров) - прусская синяя.»
Click to view
«В шелесте оливковых рощ, есть что-то таинственное и очень древнее, слишком прекрасное, чтобы перенести это на холст или даже вообразить.»
«Здесь есть женщины, как у Фрагонара или Ренуара. И даже такие, которых не сравнишь ни с каким созданием живописи». А еще Ван Гог писал брату, что ему не на что купить кровать, краски, еду. Теодор помогал ему как мог, высылал денег.
Click to view
Пейзажи Прованса за 150 лет мало поменялись. Та же сельская страна. С хлебными полями, повсюду растущей лавандой.
Уезжая из Арле, Ван Гог написал: «Сегодня утром вновь видел Юг. Сколько бы я мог там еще сделать. Оставляю его с печалью.»
Click to view