Oct 15, 2020 04:26
На юго-западе Петербурга, в Кировском и Красносельском районах, есть топонимический ансамбль из улиц с двухкомпонентными названиями, данными в честь героев войны. Первый компонент - родовое словое, второе - фамилия. Например, улицы Танкиста Хрустицкого, Подводника Кузьмина, Пограничника Гарькавого, Партизана Германа и даже Солдата Корзуна (возможно, такое слово подобрано потому, что "артиллерист" - слишком длинно). В случае с двумя улицами (Зины Портновой и Лёни Голикова) родовое понятие заменяется уменьшительным именем. Любой советский человек понимает, что если улица названа в честь Лёни, то Лёня - пионер-герой. В самом крайнем случае - комсомолец-герой, как Коля Томчак или Вася Алексеев. Однако в этом массиве есть и выбивающиеся из общего ряда названия без уточнений. Это улицы Бурцева, Здоровцева, Козлова и Тамбасова. Пожалуй, к ним можно добавить ещё и расположенную севернее Петергофского шоссе улицу Котина.
Задумавшись о таком необычном неединообразии, я решил посмотреть, что это за люди. Кого-то из них я знал, кого-то - нет. В общем, если бы городские власти проявили последовательность (после десятка с лишним однотипных номинаций ещё две-три не бросались бы в глаза), эти улицы могли бы называться Разведчика Бурцева, Лётчика Здоровцева, Конструктора Котина и, наверное, Моряка Тамбасова. Или даже Моряка Томбасова, потому что на самом деле его фамилия пишется через "о", а вариант с двумя "а" появился в названии улицы по недосмотру-недоразумению.
Остаётся Козлов. Кем же был Козлов? А Григорий Иванович Козлов (1912-1968) был председателем ленинградского облисполкома, а до этого, в период хрущёвской административной реформы, успел побывать первым секретарём ленинградского сельского обкома. Карьера Козлова развивалась вполне линейно и логично: зоотехник, старший зоотехник, главный зоотехник совхоза, управляющий свиноводческими трестом и дальше вплоть до руководителя областного управления сельского хозяйства, а уже оттуда - в универсальные начальники. Как же Козлов оказался между Солдатом Корзуном, Ветеранами и Народным Ополчением?
Дело в том, что Григорий Иванович умер. Умер как раз в период формирования того самого топонимического ансамбля. И попал в него, не будучи ни лётчиком, ни подводником, ни пионером-героем. Григорий Иванович, судя по официальному послужному списку, и в армии-то никогда не служил. Школа - техникум - высшие зоотехнические курсы - совхоз.
Когда-нибудь мои перфекционисткие наклонности побудят меня писать в Топонимическую комиссию Санкт-Петербурга с просьбой устранить прискорбный разнобой. Придать Здоровцеву слово "лётчик", например. А то почему по соседству находятся улицы Здоровцева и Лётчика Пилютова? Вас с ума не сводит? Меня - сводит.
Но что же тогда делать с Козловым? Как уместить его долгую карьеру в одно ёмкое слово? Свиновод Козлов? Депутат Козлов? Секретарь Козлов? Председатель Козлов? Григорий Козлов?
Наконец я придумал. Когда я стану народным ходатаем, я предложу переименовать улицу Козлова в улицу Гражданина Козлова.
топонимика